С развитием систем управления на предприятии, появляются проблемы, требующие комплексного решения. Новые проблемы могут возникать как под воздействием внешних факторов (таких как нестабильная экономическая ситуация в стране, или конкуренция), так и под воздействием внутренних факторов, которые зачастую связаны с недостаточно эффективной системой управления на предприятии, либо с другими факторами.

Что такое контроллинг?

Для своевременного решения внутренних проблем предприятия, а также анализа причин, вызвавших данные проблемы, может использоваться:

Контроллинг — это инструмент, позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию, на основе которой принимаются оперативные и стратегические управленческие решения.

Управленцы все чаще прибегают к использованию данного инструмента для предотвращения проблем внутри предприятия, в то время как введение системы контроллинга на крупном предприятии является весьма трудоемкой задачей, и поэтому предварительный анализ эффективности введения контроллинга на предприятии является актуальной проблемой.

История контроллинга

Введение контроллинга как отдельной структуры на предприятии впервые произошло в США в 1880 году. Железнодорожная компания Atchison, TopekaandSantaFeRailroad ввела должность контроллера для решения финансово-экономических задач. Позже, в 1892 году, компания GeneralElectric (США) также ввела новую штатную должность – контроллер. Таким образом, первое фактическое введение системы контроллинга на предприятиях произошло лишь в конце XIX века. Широкое развитие в США контроллинг получил в конце 20-х годов XX века, что было связано с началом великой депрессии. Кризис показал, что анализу внутренних проблем должно уделяться больше внимания.

В Европе контроллинг начал распространяться в середине XX века. Начиная с 50-х годов, немецкие предприятия столкнулись с кризисом платежеспособности. В связи с этим, на немецких предприятиях появились системы, занимающиеся оптимизацией финансового результата. Таким образом, теория контроллинга развивались независимо в Европе и США.

Концепции контроллинга

Поскольку внедрение контроллинга в США и Европу осуществлялось параллельно, появилось несколько концепций, определяющих, на что должен быть ориентирован контроллинг. К примеру, А.Шмидт выделял три основных группы концепций:

Концепции, ориентированные на бухгалтерский учет

Данные концепции появились в 1930-х годах, и их основным представителем является Д. Шнайдер. Основная идея состоит в том, чтобы собрать достаточно информации о внутренней деятельности фирмы, используя данные бухгалтерского учета. Полученная информация должна использоваться для увеличения прибыли всей фирмы.

Концепции, ориентированные на информацию

С развитием информационных технологий в 70х годах XX века приобрели популярность концепции, ориентированные на информацию. Помимо использования инструментов бухгалтерского учета предполагалось получение информации от хозяйственных областей организации. Основным представителем данного подхода являлся Т. Райхманн, который считал, что контроллинг должен применяться для обеспечения руководства наиболее полной информацией касающейся внутренних дел организации.

Концепции, ориентированные на координацию

Основным приверженцев данной концепции являлся Д.Хан, который считал, что контроллинг должен являться поддержкой управленцев посредством централизации всех информационных систем.

Препятствия контроллингу в России

Основываясь на зарубежном опыте, внедрение контроллинга на производственном предприятии кажется весьма эффективным решением. Однако, существует ряд причин препятствующих внедрению контроллинга на Российских предприятиях. Наиболее значимыми причинами являются:

  • отсутствие достаточной информации о российской практике внедрения систем контроллинга и ее низкая оперативность;
  • несогласованность в работе различных отделов предприятия, а также не достаточная прозрачности информации;
  • высокая затратность внедрения системы контроллинга (обучение специалистов в данной области, приобретение информационных систем, реструктуризации уже существующих подразделений и формирования нового отдела);

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что зарубежный опыт показывает увеличение эффективности менеджмента на предприятии. Основываясь на исторических показателях, видно, что внедрение контроллинга наиболее актуально во время кризиса. Тем не менее, введение подобных систем в России кажется трудной задачей, которую могут осилить лишь крупные предприятия.