Топливноэнергетический комплекс (далее — ТЭК) России всегда играл важную роль в национальной экономике. Поскольку стабильное развитие экономики невозможно без постоянного развития ТЭК страны. В частности, ТЭК является основой развития производственных сил и повышения конкурентоспособности экономики в любом государстве, обеспечивая бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств.

Данный комплекс определяющим образом влияет на состояние и перспективы развития российской экономики, обеспечивая около 1/4 производства ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Одной из основных задач, стоящих перед современной экономикой является устойчивое развитие ТЭК и, следовательно, необходимость его государственного регулирования для повышения эффективности функционирования.

Организационно-экономические инструменты регулирования ТЭК делятся на административные и экономические инструменты. К первым относят сертификацию, квотирование, лицензирование, лимиты, санкции. Что касается экономических инструментов, среди них: государственные программы, страхование, экологическое радирование, кредитование, субсидирование, ускоренная амортизация, привлечение государственных и частных инвестиций.

Региональная энергетическая политика в системе стратегического управления региона отличается повышенным потенциалом воздействия на развитие региона, его динамику, качество и результаты. Особенно это касается энергоресурсных регионов и регионов индустриальной специализации. К таким регионам относятся: ХантыМансийский АО, ЯмалоНенецкий АО, Республика Татарстан, Оренбургская область, Сахалинская область, Республика Коми, Пермский край и другие.

Для объективной оценки состояния ТЭК был проведен корреляционнорегрессионный анализ с целью выявления зависимости объемов выручки нефтедобывающих предприятий от различных факторов. В качестве исследуемых регионов выступили ЯмалоНенецкий АО (далее – ЯНАО), Республика Татарстан, Пермский край и Самарская область за период: 20002014 гг. В том числе был составлен прогноз объемов выручки на 20152016 гг. В качестве объясняемой переменной «у» была определена выручка предприятий, которые в большинстве своем представлены в виде филиалов вертикальноинтегрированных нефтяных компаний.

В качестве объясняющих переменных использовались следующие показатели:

  • x1 – ВРП региона (млрд. рублей)
  • x2 – добыча нефти, включая газовый конденсат (млн. тонн)
  • x3 – уровень инфляции, %;
  • x4 – уровень безработицы по региону, %;
  • x5 – объем прямых иностранных инвестиций (млн. $ США)
  • х6 — индекс РТС, %;х7 – средневзвешенная ставка рефинансирования ЦБ РФ, %
  • х8 – уровень внешнего долга (млрд. $ США)
  • х9 – средняя фактическая экспортная цена на нефть ($ США за тонну)

Был проведен анализ с показателями Республики Татарстан за период с 2001 по 2014 гг. В качестве выручек использовались данные компаний «Татнефть» и «ТаифНК».

Таблица 1. Основные параметры нефтегазового комплекса в РТ

Год y x1 x2 x3 x4 x5 x6 x7 x8 x9
2001 107 213,74 28,3 18,8 6,3 3980 242,847 25 146,3 151
2002 145,5 250,60 28,7 15,06 5,3 4002 350,89 22,67 151,3 154
2003 155,82 305,09 29,2 11,99 6,7 6781 554,181 16,17 184,95 174
2004 154,7 391,12 29,9 11,74 7,4 9420 583,975 13,5 213,3 226
2005 173,939 482,76 30,7 10,91 6,7 13072 1102 13 257,2 330

 

2006 229,463 605,91 31,3 9 5,6 13678 1852,66 11,67 313,2 412
2007 261,597 757,40 31,9 11,87 4,9 27797 2282,9 10,29 464,4 470
2008 308,049 926,06 32,2 13,28 8,5 27027 647,788 10,92 479,8 663
2009 300,934 885,06 32,4 8,8 6,3 15906 1410,66 11,42 466,3 407
2010 351,482 1 001,62 32,4 8,78 6,2 13810 1738,04 8 488,5 546
2011 442,89 1 305,95 32,5 6,1 4,7 18415 1415,15 8,13 538,9 744
2012 473,198 1 437,00 32,7 6,58 4,1 18666 1497,65 8,08 636,4 754
2013 484,671 1 551,47 32,8 6,45 4 26118 1414,42 8,25 728,9 734
2014 524,41 1 671,40 33,1 11,36 3,9 22891 819,309 8,25 599 688

 

Уравнение регрессии: Y = 1908,85 + 75,39X134,03X2 + 3,15X3. Данное уравнение в т.ч. доказало свою значимость (коэффициент детерминации — R²=0,856). В тоже время в Республике Татарстан наиболее тесная связь существует между факторами y и x2, x4 и x7.

Прогноз суммарной выручки компаний на 2015 г. 423,49 млрд. руб/, на 2016 г. — 518,91 млрд. руб. Аналогичным образом был проведен анализ и с показателями ЯНАО. Было построено уравнение регрессии Y = 109,04 + 0,000945X1 + 0,0679X24,91X3, которое доказало свою значимость благодаря критерию Фишера (коэффициент детерминации — R²=0,899). На основе анализа было выявлено, что наиболее тесная связь существует между факторами y и x3, x5 и x9. Прогноз выручки компании «Газпромнефть — Ноябрьскнефтегаз» на 2015 г. -62,81 млрд. рублей, 2016 г. — 92,625 млрд. рублей.

Подобный анализ был также проведен с показателями Пермского края за период с 2000 по 2014 гг. Для анализа использовалась выручка дочерней компании Лукойла – «ЛукойлПермь». Уравнение регрессии: Y = 42,99 + 0,19X16,78X2 + 2,85X3 доказало свою значимость (R²=0,823). На основе анализа было выявлено, что наиболее тесная связь существует между факторами y и x1, x3 и x7. Прогноз выручки на 2015 г. — 152,66 млрд. рублей на 2016 г. — 222 млрд. рублей.

Проведенный корреляционнорегрессионный анализ значимых факторов в Самарской области также доказал качество уравнения. Уравнение регрессии — Y =  337,320,15X1 + 53,19X246,1X3 + 7,62X4 (R²=0,975). Наиболее значимыми факторами были определены x1, x2 и x4, x7. Прогноз суммарной выручки компаний «СамараНафта» и «Самаранефтегаз» на 2015 г. — 220,43 млрд. рублей, на 2016 г. — 370,25 млрд. рублей.

Так, отражено сокращение выручки предприятий НГК в 2015 г. в результате резкого ухудшения экономических показателей страны в 2014 г, введением санкций. Таким образом, в течение 20142015 гг. наблюдалось сокращение прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ), рост инфляции и безработицы. Однако сделанные прогнозы на 2016 г. носят оптимистичный характер, выручка компаний будет расти.

По результатам исследования в регионах были выявлены разные факторы, которые в большей степени оказывают влияние на выручку нефтедобывающих компаний. В ЯНАО такие факторы, как ПИИ, средняя экспортная цена на нефть, а также инфляция определяют объем выручки. Это можно объяснить экспортоориентированностью нефтегазовых компаний региона, зависимостью от иностранного капитала.

Говоря о выручке компаний Республики Татарстан, то ее определяют добыча, уровень безработицы, а также ставка рефинансирования ЦБ. Чем ниже уровень безработицы, тем выше спрос на нефтепродукты, и, следовательно, увеличиваются объемы выручки нефтяных компаний. Данный показатель является объясняющим и в Самарской области. Данные регионы несколько схожи по своим характеристикам, так, население и того и другого региона более 3 млн. человек, в тоже время в ЯНАО это около 534 тыс. человек, что в 6 раз меньше количества населения вышеупомянутых регионов. Таким образом, безработицы не оказывает значительного влияния на выручку компаний ЯНАО.

Объем ВРП определяет выручку Пермского края и Самарской области. В ЯНАО и Республике Татарстан ВРП стабильно выше показателей Пермского края и Самарской области, поэтому значительного влияния на выручку не оказывает.

Помимо экономической и политической нестабильности, высокой волатильности на рынке существует ряд проблем, значительно замедляющих рост внутреннего спроса на топливо и энергию, снижающих инвестиционную активность в ТЭК. Среди них: ухудшение ресурсной базы топливных отраслей по мере истощения действующих месторождений, технологическое отставание российского ТЭК от уровня развитых стран, высокий уровень зависимости от импорта некоторых видов оборудования, высокая степень износа основных фондов ТЭК, экстенсивные факторы развития месторождений, вследствие чего наблюдается ухудшение качественных характеристик сырьевой базы, увеличивается без того высокая нагрузка на окружающую среду, а также недостаточная инвестиционная активность, практически во всех отраслях ТЭК наблюдается дефицит инвестиционных ресурсов или их нерациональное использование. Так, сравнивая поступление ПИИ в 2014 и в 2015 гг., можно заметить значительное сокращение ПИИ практически в 6 раз. Проблему нерационального использования средств можно объяснить отсутствием стабильного и развитого законодательства, в полной мере учитывающего специфику функционирования предприятий ТЭК.

Таким образом, можно сделать вывод, что все проблемы, существующие в ТЭК, взаимосвязаны и не могут быть решены по отдельности. Необходим комплексный и единовременный подход решения проблем. Очевидно, стоит привлечь внимание добывающих компаний к необходимости внедрять инновации в процесс разработки месторождений. Достижение амбициозных стратегических целей по импортозамещению предполагает использование различных форм сотрудничества на уровне связи «власть – бизнес – наука», государству следует развивать конкуренцию среди предприятий ТЭК, использовать конкурсные и тендерные механизмы. Законодательное регулирование ТЭК должно быть максимально чётким и детализированным .

Для решения проблем связанных с совершенствованием технического уровня ТЭК на основе инновационных процессов, требуется формирование новых хозяйственных образований – кластеров, создание цепочек взаимоувязанных производств – от геологопоисковых и разведочных работ до переработки извлеченных углеводородных соединений и реализации товарной продукции.

Подводя итог, стоит отметить, что, несмотря на недостаточную инновационную активность компаний ТЭК, износ производственного оборудования, в 2015 г. достигнуты высокие результаты по ряду показателей: добыто 534,1 млн. тонн нефти, что составляет почти 12% мировой нефтедобычи, а также сохранена бюджетообразующая роль ТЭК, что необходимо учитывать.

Однако, чтобы Российская Федерация продолжала сохранять лидирующие позиции в мировых рейтингах уже сейчас необходимо проводить политику комплексного совершенствования ТЭК, как в техникоинновационном отношении, так и в законодательном, что будет в значительной мере способствовать модернизации и более эффективному функционированию ТЭК, а являясь базовым сектором экономики, ТЭК, станет катализатором развития и других отраслей национальной экономики.

Статья на тему топливно-энергетический комплекс россии