Одной из задач, решение которых направлено на достижение основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Для реализации данного положения в 2011 году в УК РФ был внесён новый вид наказания — принудительные работы. Одной из важнейших проблем, существующих в рамках исполнения данного вида наказания выступает отсутствие надлежащих материально-технических средств, финансовых ресурсов, которые сделали бы возможным реальное исполнение принудительных работ.

Наказание в виде принудительных работ подлежит исполнению в специальных учреждениях-исправительных центрах. Исправительный центр — учреждение уголовно-исполнительной системы, предназначенное для исполнения уголовных наказаний в виде принудительных работ.

Вся система исправительных центров должна функционировать на основе ряда принципов, к числу которых относятся:

Экономичность — предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления исправительным центром. Так, предполагается, что расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества предлагается осуществлять за счет доходов, полученных в результате удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам.

Концентрация – данный принцип предполагает, что для решения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой аккумулируются не только функции центра в целом, а также полномочия отдельных структурных подразделений и сотрудников.
Простота – воплощается в управленческой структуре исправительных центров. Предполагается, что для функционирования одного исправительного центра необходимо 30 штатных сотрудников из числа которых можно выделить: начальника центра, оперативных дежурных, социальных работников, инспекторы по надзору за осужденными и другие.

Прогрессивность – система управления исправительным центром должна развиваться в соответствии с тенденциями международного и государственного права, учитывать опыт функционирования подобных учреждений на территории других государств.
Нельзя не заметить, что до 2017 года на территории России не существовало функционирующих исправительных центров. Именно отсутствие данных учреждений привело к переносу даты реального применения уголовного наказания в виде принудительных работ.

Она изменялась трижды: в момент введения этого вида наказания в Уголовный кодекс она была обозначена как 1 января 2013 г., в конце 2012 года была перенесена на 1 января 2014 г., а в конце 2013 года — на 1 января 2017 г.
При этом, суды выносили обвинительные приговоры с назначением данного вида наказания. Так, в 2013 г. принудительные работы были применены в отношении 25 осужденных, в 2014 г. — в отношении 7, а в первом полугодии 2015 года — одного осужденного, что является очень странным, так как приводило к волоките, поскольку затем суды были вынуждены рассматривать ходатайства о замене вынесенного лицу наказания на лишение свободы.

Необходимо достаточное финансирование для строительства учреждений – исправительных центров из средств федерального бюджета, а также обеспечение штатной численности сотрудников исправительных учреждений, на которых, соответственно, полагается денежное довольствие и иные, установленные законодательством Российской Федерации выплаты.

Согласно расчетам затраты на создание одного исправительного центра с лимитом наполнения до 200 человек составят от 67,6 до 72,2 млн рублей в зависимости от комплектации, учитывающей климатические условия места расположения центра, необходимые инженерно-технические средства охраны, инженерные сети и системы. На первоначальном этапе для обеспечения деятельности 30 исправительных центров понадобится как минимум 900 штатных единиц сотрудников, а всего – 4500. Для обеспечения сотрудников 30 исправительных центров с учетом необходимой штатной численности денежным довольствием и прочими выплатами, установленными законодательством Российской Федерации, согласно расчетам, произведенным в параметрах затрат 2011 г., потребуются бюджетные ассигнования в размере от 2,325 до 2,463 млрд рублей.

Решение этой проблемы видится в перепрофилировании имеющихся исправительных учреждений, то есть создание изолированных участков при исправительных учреждениях. Именно по такому пути в настоящий момент и идёт государство.
Нельзя не заметить, что в настоящий момент со стороны государства принимаются активные действия для решения указанного вопроса.

С 1 января 2017 года начали свою работу 4 исправительных центра: в Тюменской области на базе исправительной колонии №6 (Ишим) исправительный центр на 100 мест; в Ставропольском крае на базе воспитательной колонии в Георгиевске, которая перепрофилируется, — центр на 144 места; в Тамбовской области на базе реформируемой ИК-3 (поселок Зеленый) — центр на 70 мест;

в Приморском крае на базе колонии-поселения №51 (Уссурийск) откроется центр на 150 мест. Помимо исправительных центров созданы участки для осужденных к принудительным работам. То есть уже на первом этапе возможностью применения этого вида наказания будут охвачены все федеральные округа — появится 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания по всей стране.

По нашему мнению, такая практика является вполне обоснованной. Создание исправительных центров на базе исправительных колоний представляется наиболее выгодным и практичным выходом из сложившейся ситуации.

  • Во-первых, сокращаются расходы на строительство новых центров.
  • Во-вторых, не требуется формирование нового штата сотрудников, производится лишь незначительное его расширение.
  • В-третьих, значительная экономия средств для обеспечения сотрудников.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что на сегодняшний день создание отдельной системы исправительных центров не представляется возможным. По нашему мнению, создание таких центров необходимо осуществлять на базе исправительных колоний с учетом специфики и назначения данных исправительных учреждений.

Между тем, помимо рассмотренной проблемы на практике возникают и иные. В большинстве случаев это связано с новизной такого вида наказания и отсутствием практики его применения.

Статья на тему Исполнения наказания в виде принудительных работ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here