Одним из наиболее востребованных инструментов налоговой политики являются налоговые льготы и преференции.

Налоговые льготы обеспечивают эффективность стимулирования развития приоритетных отраслей экономики не только в России, но и зарубежом. В отдельных странах при помощи налоговых льгот поощряется организация малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, экологические проекты, а также стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Некоторые налоговые льготы устанавливаются с целью смягчения последствий как экономических, так и финансовых рисков.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоговые льготы, предоставляемые инвесторам, оказывают непосредственное влияние на процесс повышения экономической безопасности страны, региона, поскольку в стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено, что обеспечение экономической безопасности осуществляется путем повышения инвестиционной привлекательности.

Налоговые льготы – понятие

НК РФ определяет понятие «налоговая льгота» как преимущество, которое предоставляется государством определенной категории налогоплательщиков, включая возможность уплачивать налоги в меньшем размере, или вовсе их не уплачивать.

Важно отметить, что для оценки налоговых льгот инвесторам необходимо учитывать не только бюджетную эффективность, но и экономическую, и социальную. Так как, во–первых, стимулирование инвестиционной деятельности может быть направлено не на получение дополнительных налоговых поступлений, а на стратегическое решение задач и социально– экономическое развитие региона.

Во–вторых, например, при реализации инвестиционного проекта по созданию новых предприятий коэффициент бюджетной эффективности снижается, поскольку период выхода на производственную мощность может длиться более года, следовательно, поступления в бюджет в первые годы функционирования таких предприятий могут быть меньше объема предоставленных льгот.

Налоговые льготы, как правило, характеризуются появлением выпадающих налоговых доходов бюджетов бюджетной системы. Важно отметить, что именно от эффективного решения задачи оценки и оптимизации налоговых льгот зависит устранение дисбалансов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Согласно данной методике налоговые льготы в зависимости от целевой категории разделяют на

  • социальные
  • финансовые
  • стимулирующие

Методика оценки эффективности налоговых льгот

Методика оценки эффективности налоговых льгот существует как на федеральном, так и на региональном уровне. Важно отметить, что федеральная методика оценки эффективности налоговых льгот претерпела определенные изменения. Так, необходимость дисконтирования будущих поступлений в бюджет и выпадающих доходов обусловлена важностью учета фактора времени, а именно, временной ценности денег.

Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на основании общих требований к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот субъектов Российской Федерации. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в два этапа:

  1. оценка целесообразности осуществления налоговых льгот;
  2. оценка результативности налоговых льгот.

Основным преимуществом является то, что результативности производится на основании влияния налоговой льготы на результаты соответствующей государственной программы. Более того, в отношении стимулирующих налоговых льгот предусматривается оценка совокупного бюджетного эффекта указанных налоговых льгот за пятилетний период.

Важно отметить, что результаты оценки эффективности налоговых льгот субъектов Российской Федерации могут применяться при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Также, предусматривается, что объем эффективных стимулирующих налоговых льгот не учитывается при оценке налогового потенциала субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. Кроме того, в целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также равных подходов к определению расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем налоговых льгот по соответствующей группе полномочий.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится с целью мониторинга результатов применения, оптимизации всех действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения качества прогнозирования результатов предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета.

На современном этапе развития налогово-бюджетных отношений, во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях разработаны и приняты региональные методики оценки эффективности (действующих и вновь вводимых) льгот. Однако, их практическая реализация, очень часто осуществляется хаотично.

Усложняет проведение оценки эффективности налоговых льгот и прочих преимуществ несистематический характер информации, представленной в пояснительных записках к проектам федеральных законов о федеральном бюджете.

Как уже говорилось, на современном этапе развития налоговобюджетных отношений, практически во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях разработаны, а также приняты региональные методики оценки эффективности (действующих или вновь вводимых) льгот. Но на практике их применяют не в полном объеме. Некоторые регионы выполняют оценку льгот лишь для отдельных категорий.

На основании федеральных и региональных методик оценки эффективности налоговых льгот можно выделить несколько подходов к оценке эффективности налоговых льгот. (Рис.1.1)

Основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот, предоставляемых инвесторам

Основные подходы к оценке эффективности налоговых льгот, предоставляемых инвесторам

Оценка эффективности налоговых льгот в регионах РФ

Так в Московской области оценку проводят сугубо в отношении действующих льгот, в то время как в Ленинградской области и Якутии только в отношении планируемых к предоставлению.

В Ставропольском крае отдельно исчисляется коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот, которые предоставлены субъектам инвестиционной деятельности.

Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в Воронежской области производится в три этапа. На первом этапе производится учет (инвентаризация) предоставленных в соответствии с областным законодательством налоговых льгот. На втором этапе определяется сумма потерь (сумма недополученных доходов) областного бюджета, обусловленных предоставлением льгот. На третьем этапе оценки производится сопоставление сумм потерь (суммы недополученных доходов) областного бюджета, обусловленных предоставлением льгот, с суммами бюджетного эффекта от предоставления налоговых льгот.

Использование налоговых льгот считается эффективным, если коэффициент эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению), больше единицы (Кэф. > 1)

Оценка социальной эффективности налоговых льгот инвесторам в Воронежской области определяется либо показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговых льгот деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения области.

В Краснодарском крае предложен вариант расчета коэффициента социальной эффективности, основанного на динамике целевых показателей и рассчитываемого для организаций, предоставляющих услуги населению.

В одних муниципальных образованиях по местным налогам и сборам проводится расчет эффективности применения налоговых льгот. К таким муниципальным образованиям относят города Барнаул, Хабаровск, Киров, Пензу, Пермь, Ульяновск, Ярославль.

В других муниципальных образованиях оценку эффективности проводят зачастую перед принятием нормативных актов о предоставлении льгот, либо оценка ограничивается только бюджетной эффективностью налоговых льгот.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при расчете социальной и экономической эффективности непосредственно коэффициенты социальной и экономической эффективности формируют далеко не все регионы. Многие приводят лишь перечень социально–экономических целевых характеристик, улучшение динамики которых должно свидетельствовать о социальной эффективности вводимой налоговой льготы.

Важно отметить, что налоговые полномочия всех субъектов равны независимо от того, является ли регион донором или реципиентом, поэтому конкурировать на равных в борьбе за инвестиции, например Дагестану с Калужской областью, не по плечу.

Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации, на период до 2025 года одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации является проблема высокого уровня межрегионального социально–экономического неравенства и проблема низкого уровня предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций. Более того, данная стратегия указывает на необходимость учета эффективных специализаций.

Основываясь на том, что потенциальный инвестор выбирает наиболее выгодный для себя регион, можно сказать, что в целях решения вышеупомянутой проблемы низкого уровня предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов необходимо повышать инвестиционную привлекательность данных регионов, муниципалитетов.

Для этого необходимо систематически проводить экономическую и социальную оценку эффективности предоставленных налоговых льгот в данных регионах. Важно учитывать тот факт, что в одном регионе предоставленная льгота может быть эффективной, а в другом нет. Следовательно, необходимо принимать во внимание специализацию того, или иного региона.

Исходя из этого можно сделать вывод, что для оценки экономической и социальной эффективности предоставленных налоговых льгот инвесторам необходимы разработанные и утвержденные на федеральном уровне методические указания по совершенствованию имеющихся методик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here