Пространство – философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой, выражающая способ существования материи. В XXI веке актуальность приобретает новый социально-философский феномен – формирование креативного пространства городов. Вопросы креативного управления городами и креативной организации городской среды впервые рассматриваются в книге английского исследователя Ч. Лэндри «Креативный город» . Ч. Лэндри считает, что интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых «креативных пространств» – проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов в условиях глобализации современного общества постоянно возрастает.

Человечество сегодня вступило в период, когда знание и информация становясь важным экономическим ресурсом, действуют не просто на обогащение, а становятся залогом инновационного отношения к окружающему миру. Благодаря этому, в том числе создаются условия для развития креативного города – территории проявления индивидуальности горожанина и его творческой реализации.

В благоприятной талантливой среде рождается готовность поделиться этим знанием. И город, будучи местом концентрации социокультурных трансформаций, активно этому способствует. Выразителем этих трансформаций является активный социум, объединяющий различные сообщества и субкультуры, в частности по определенным интересам. Культурное пространство города поддерживает и активизирует жизнедеятельность урботерриторий, наполняет жизненный мир горожан особым смыслом и ценностными ориентациями, направленными на реализацию жизненных планов и стратегий в городской среде.

Развитие городского культурного пространства легко отследить по ряду показателей: культурная идентичность города, маркетинг и брендинг города, развитость и «здоровье» городской среды, духовное развитие горожан, новые формы организации досуга, решение конкретных задач по тематическому благоустройству.

Любые масштабные социальные преобразования требуют артикулированных целей развития, рассчитанного во времени проекта реформ и их субъекта – мотивированной амбициозной социальной группы, класса, этноса или иного сообщества. При этом субъект реформ должен обладать соответствующим мировоззрением, волей, экономической и политической заинтересованностью, а также опираться на достаточные ресурсы и возможности.

Без любого из этих компонентов преобразования невозможны в принципе, таким образом, движущей силой формирования общенациональных ценностей в креативных пространствах выступит креативный класс.

Креативное пространство является демократичной средой для общения, совместной работы, творчества и максимальной самореализации и высокого заработка специалистов креативных профессий. В современном мире к представителям креативных профессий (креативного класса) можно отнести тех, кто в рамках профессиональной или социальной деятельности является создателем инноваций, генератором развития, создает и развивает «точки роста». Подобными представителями креативного класса являются научные деятели, занимающиеся исследованиями в области отраслевой и фундаментальной науки, ученые занимающиеся разработкой и реализацией высокотехнологичных изобретений, представители созданного с нуля, а также венчурного бизнеса, а также представители интеллигенции, работающие в сфере формирования духовной и информационной реальности.

В свою очередь представители «рутинных» профессий также могут быть составным элементом креативного класса, при условии, что они склонны к внедрению инноваций и усовершенствований в пределах своей профессиональной деятельности, особое место среди них принадлежит бюрократаминноваторам .

Тема участия творческих индустрий в развитии современных городов исследуется довольно-таки давно и интенсивно. Для производства интеллектуального продукта в первую очередь необходима инновационная среда, то есть сочетание внутренней среды и внешних условий, являющейся основополагающим критерием осуществления эффективной инновационной деятельности. Такого рода сочетание внутреннего и внешнего в пределах одной территории, является главным условием при воплощении концепции «креативный город».

Ведь как мы помним, «креативный город – это объединение в рамках города и региона творческих способностей (креативности) отдельных людей и сообществ для формирования экономически и социально благополучной городской среды» и для того, чтобы выявить и развить творческие способности отдельных людей и творческие начинания сообществ необходима развитая система творческих индустрий. Речь идет не только о предложении качественного и доступного культурного продукта в виде студий детского творчества или специальных программ по творческому развитию для старшего поколения, но и о существенных доработках законодательной базы, статистического учета, но, самое главное, в приоритетном отношении властей к развитию именно этого вида активности общества.

Россия, имеющая, безусловно, весомые конкурентные преимущества в области развития креативных пространств, осознав их значение, может сделать ставку на превращение в мирового лидера.

Рост значения творчества и креативности, их места в экономике страны ведет к серьезным социальным сдвигам в обществе. Прежде всего, стимулирует развитие креативного класса и делает его классом, определяющим будущее государства.

Статья на тему география креативных индустрий