«Революция» и «революционер»: для многих современных людей данные понятия неразрывно связаны с произволом, насилием, жестокостью и противозаконностью. Насколько верны эти доминирующие в общественном сознании представления и каковы действительные содержания названных понятий?

Революция – это не всегда кровь, смерть и разрушение. Сущность революции есть смена старого и отжившего на новое, – необходимое и действительное, как его называл Гегель. Всё в нашем мире «становится недействительным, утрачивает свою необходимость, свое право на существование, свою разумность». Именно это происходит с государством, правом и любыми другими социальными феноменами. Рано или поздно все в мире (и даже сам мир) становится отжившим, неразумным, и тогда «место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность…». Когда сама действительность начинает требовать коренных изменений, когда уже нельзя жить по-старому, тогда и происходит революция.

Революция как смена устоев, уход от старого и установление нового есть неотъемлемый момент развития. Революция есть крайняя точка эволюции, главный переломный момент. Перемены необходимы, их требует сама действительность, ведь достойно гибели все то, что существует, ибо рано или поздно все становится неразумным.

Проблема заключается в том, что старое и недействительное, которое является неразумным, может сопротивляться революции как переломному этапу эволюции: тот, кто хорошо живет при старых порядках (кому они выгодны), всегда будет противиться данному развитию, ибо оно может отнять у него все или многое из того, что он имеет. Место новой действительности «занимается мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, – насильственно, если оно противится этой необходимости». Необходимо готовиться к наступлению перемен, постепенно подводить общество к ним, дать ему понять, что изменения необходимы и неотвратимы, чтобы оно добровольно и мирно приняло революцию.

Нельзя ограничивать понятия содержания революции только политической плоскостью, так как она возможна в любых сферах мышления и деятельности человека. Например, можно говорить о совокупности научно-технических революций, которые коренным образом меняли взгляды людей прошлого на явления природы. В частности же это открытие клетки, открытие закона эволюции живых организмов, закон превращения энергии, открытие радиоволн, запуск первого спутника в космос, создание компьютерной техники, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иные. Можно говорить о совокупности культурных революций, сформировавших современное культурное пространство, например, создание письменности, образование государства, возникновение права. Также революцией в рамках российского общества является, например, отмена крепостного права (эта революция, кстати, являлась легальной), как в свое время было революцией и принятие христианства на Руси.

Следовательно, революция есть нормальный и закономерный момент развития, который переводит общество на новую, более высокую ступень эволюции.

Тогда кем является революционер? Это тот, кто приносит в жизнь людей нечто новое, заменяя отжившее и недействительное и провоцируя коренное изменение в какой-либо сфере социальной жизни. Совершая революцию, этот человек делает последнее усилие, чтобы эволюция завершилась. В соответствии с диалектическими законами развития, ничто не имеет окончательного характера результатов, будь то общество, государство или право. Именно поэтому та «истина», которая приемлема для определенного этапа развития, никогда не будет приемлема для другого (например, рабство и демократическое общество в современном его понимании не совместимы).

Для определенного этапа развития необходимы конкретные материальные (экономические) отношения, конкретные государство и право, конкретный социальный строй. Как писал Ф. Энгельс: «Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание в то время и при тех условиях, которым она обязана своим происхождением». Это делает объективной и необходимой деятельность революционера. Революционер – именно тот, кто совершит решающий шаг к новой и необходимой форме социальности, новой ступени эволюции, которая обусловлена объективными причинами.

Важно помнить, что революция есть последний шаг к качественному изменению, который обусловлен вышеупомянутым непрерывным развитием. Другими словами, изменений требует сама действительность. Поэтому революция никогда не будет успешной в том случае, если для нее не существует необходимых предпосылок. Поэтому общество, пропустившее какую-либо стадию своего развития, будет вынуждено вернуться к пропущенной стадии и все-таки пройти её. Так и произошло с революцией 1917 года: в 1991 году общество вынуждено было вернуться к пропущенному экономическому этапу развития из-за отсутствия сформированных материальных условий для удержания достигнутого революционного результата. Важно заметить, что предпосылки упомянутой революции все же были: социальный кризис российского общества и политической системы, низкий уровень жизни населения просто не могли не вызвать массовых волнений. Все это выразилось в создании революционной ситуации, которая, в первую очередь, необходима для осуществления революции.

Когда же общество и его экономические условия развиты до нужного уровня и когда общественные противоречия достигают крайней точки – ничто, кроме революционного изменения (в плане перехода к новому качеству), уже не сможет удовлетворить необходимую потребность в изменениях.

Революционеру необходимо создавать условия, которые поспособствовали бы революции с наименьшим вредом для общества; при этом причины объективности революции, как уже отмечалось, коренятся в самой действительности. Революционер – это реформатор, но с тем лишь отличием, что способен сделать последний, радикальный шаг к переходу в новое качество. Это не противоречащие, а взаимодополняющие друг друга понятия. Необходимо обеспечить последовательный и плавный переходный период, который приведет к такой же плавной и безболезненной революции (где коренная ломка произойдет уже с меньшим напряжением). Именно так и происходило в России в 19 веке с отменой крепостного права. Александр II поэтому и является одновременно и реформатором, и революционером, поскольку смог осуществить последний, революционный шаг в эволюции российского общества того времени – отменить крепостничество, тот институт, который был устоявшимся уже многие столетия.

Когда революция будет подготовлена, когда для нее будут существовать все объективные причины и будут созданы условия ее существования, тогда она будет мирной и безболезненной для общества, ибо действительность «будет уже готова» к преобразованию. Революция неизбежна в развитии любого объекта, как неизбежно само это развитие (диалектическое движение), поэтому революция имманентна по отношению ко всему, что существует.

Диалектическое движение можно отождествить с понятием эволюции, под которой понимают процесс изменения (то есть движения), в котором революция является определенным пунктом (в узком смысле) или процессом (в широком смысле революционных преобразований) и который только лишь «оформляет» результаты эволюции, выражая качественный переход к новой форме. В результате понятия революции и эволюции вместе выражают процесс развития вообще, не входя друг с другом в противоречие. Как писал В.И. Ленин, «… жизнь и развитие в природе включают в себя медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности», но в результате они все направлены на преобразование действительности. То же самое можно сказать и об общественных отношениях, являющихся высшей формой выражения объективных условий, в которых существует социум. Понятия эволюции и революции находятся в диалектическом единстве, так как без эволюции не было бы революции и наоборот; в совокупности же они характеризуют общий диалектический процесс развития.

Революция есть такая же необходимость, как и консерватизм, но с тем лишь отличием, что революция привносит все лучшее новое, а консерватизм оставляет все лучшее старое. Революция и консерватизм совместимы плане перехода к качественно новой социальной форме обусловлены развитием старой социальной формы. Это новое сохраняет от старого все, что объективно требуется для его существования.

Статья на тему Сущность революции

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here