В одном из выпусков радиостанции «Маяк» было приведено интервью специалиста по истории военной техники Александра Дантонова. Тема разговора – «Почему нас нельзя победить?». На фоне рассказа о развитии вооружения выявляются особенности, определяющие «стратегические преимущества» :

  • редкоземельные элементы («нижняя половина таблицы Менделеева»,
  • энергетика,
  • большие запасы пресной воды(Байкал),
  • социальная группа образованных людей,
  • особый тип организации общества,
  • наличие «социального лифта», когда люди стремятся выжить и им приходится подниматься по социальной лестнице наверх,
  • элита профессиональных людей от интеллектуалов до простых работников,
  • образование, отвергающее тестирование, которое подавляет познавательную активность, дезориентирует нравственно, развивает потребительские качества. Образование должно формировать мировоззрение, нравственные ценности, познавательную активность.

Современное, широко распространенное тестирование порождает образцы поведения студентов младших курсов. Прежде всего, обозначается установка: – «Покажите нам, как нужно сделать, и мы ТАК сделаем». Но это противоречит формулировке требований к личности менеджера, например, А. Файоля, среди которых:

  • Нравственные качества: сознательная, твердая, упорная воля, активность, энергия (в известных случаях отвага), мужество ответственности, чувство долга, забота об общем интересе;
  • значительный круг общих познаний.
  • административные способности: дар предвидения и умение разрабатывать программы действий, организаторские качества, в особенности, уменье строить социальный организм, распорядительность, искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия.
  • возможно более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии.

Трудно представить себе известного менеджера ракетостроения – С. П. Королева или биолога Н.И. Вавилова (гомологические ряды в наследственной изменчивости организмов, мировые центры происхождения культурных растений) в ассоциации с ЕГЭ (тестированием). Вариантность мышления, способность принимать самостоятельные решения – вот их основные качества.

Правда, тестирование сейчас изменилось, уже не предлагаются варианты ответов, но это не меняет дела, на тестах отражается налет субъективных мыслей людей, создающих круг вопросов.

Конечно же, тестирование – это определенное натаскивание. И измерять говорящего на русском, а язык – это душа народа, это все равно, что измерять Гулливера линейкой лилипута.

Следующая установка происходит, скорее всего, из модного понятия «толерантность» и как производное «надо договариваться».

Причины здесь как внутренние, так и внешние. Бюджетных мест мало. Те, у кого существует социальный лифт, вынуждены работать, чтобы оплатить обучение. Те, у кого этот лифт отсутствует, не очень хотят усердствовать.

Однако у обеих групп наблюдается еще и смещение целей, когда стремление к прибыли выходит на первый план, а прибыль это внутренняя цель.

Отсюда непробиваемая уверенность в том, что изучаемый предмет не нужен, а значит, надо обойти его путем маневрирования. Сделать доклад, написать сочинение, набрать очки и требовать достойной оценки. Но есть такое понятие как нормативная лексика предмета. В каждой дисциплине есть такие начальные определения, знать которые надо наизусть, потому что они формируют встроенную систему знаний, матрицу, в нее будут поступать благоприобретенные знания. Это не обсуждаемо. Это по умолчанию. Ведь любой мгновенно, без сопротивления отвечает на вопрос «сколько будет семью семь».

Естественно, таблица умножения это встроенная система знаний.

Можно с полной уверенностью констатировать, что у современного студента не формируется категориально-понятийный аппарат, который может быть описан как «нормативная лексика». Ещё со школьной скамьи подросток понимает, что в основе обучения находится выработка навыка, который называется «хватка» – мгновенная рефлексия, ориентированная на решение текущих проблем, обход их. Общим итогом становится формирование мышления, направленного на тактику, но не на стратегию. Наш педагогический опыт работы с современными студентами показывает, что отсутствие усидчивости, снижение концентрации внимания, усталость от процесса постоянного восприятия научной информации – это обычная и уже, к сожалению, нормальное явление в аудиториях. Вся деятельность современного студента, направлена на достижение результата в настоящем, в текущий момент времени.

Стратегическое мышление, в основе которого находится, в свою очередь, системное мышление у большинства студентов не формируется. От этого страдает мотивация к длительной трудоёмкой работе, которая может быть описана студентом только как принципиально нереализуемая проблема. Связано это с тем, что студент не может провести глубокий системный анализ ситуации, он как бы не видит причин, структуры и решений возникшей с ним ситуации. Поэтому естественным выходом становится инфантильный способ устранения гнетущей его проблемы: «договорится», привлечь связи, подкупить, убедить и пр. Итогом становится синдром «постоянно опаздывающего студента», который не успевает написать курсовую работу, подготовиться к семинару, опаздывает на занятия.

Самоконтроль, который возможен только как реализация будущих устремлений при таком положении вещей практически не развивается. Студент даже и не берётся сделать серьёзную трудоёмкую работу, которая предполагает длительные временные затраты, результат которых может быть виден только в будущем. Например, умение писать курсовые работы, позволяет в будущем человеку самостоятельно формировать рабочие отчёты, делать доклады, писать статьи, создавать презентации, которые бы описывали его деятельность и могли бы стать одним из факторов карьерного роста. Но данная результативность носит стратегический, долгосрочный характер, который может быть увиден только в будущем. Современный студент не «видит» этого долгосрочного результата, его взор направлен на результат ежеминутный. Поэтому не стоит удивляться, что для большинства студентов оценка перестала играть какой-либо вес. Главный результат процесса обучения может быть описан одним словом – «сдал».

Качество результата не играет роль, поскольку такая категория как «качество» всегда связана с системностью. Качество описывает состояние, а не итог выполнения процесса. Иначе говоря, студент получивший «тройку» на экзамене не будет в последствии пытаться компенсировать недостаток знания, о котором сигнализирует полученная «тройка».Он останется доволен тем фактом, что барьер, под названием экзамен пройден.

С помощью схемы можно наглядно увидеть алгоритм формирования процесса целеполагания, который по своей сути описывает процесс обучения:

  • знакомство с предметной областью (категории, понятия);
  • изучение структуры объекта (система, структура, функциональные связи);
  • управление объектом (реструктуризация, организация внутренних процессов, формирование стратегий, прогнозирование кризисов и пр.)

Независимо от того, каковой является предметная область, будь то молекулы какого-либо вещества, автомобиль, компьютер или группы людей, возможность управления данными объектами начинается с момента их изучения. Эффект смещения целевых установок, происходит до этого момента. Студент, приходящий в современный ВУЗ уже ориентирован не на осмысление преподаваемого материала, а на его механическое запоминание, которое требуется при сдаче контрольной работы, зачёта или экзамена в форме теста. Таким образом педагогические методики, ориентированные на формирование системного мышления дают сбой. Данные методики не находят места своего приложения в умах большинства студентов в силу искажённого целеполагания: студент не понимает зачем усваивать материал, зачем его осмыслять.

Общий итог всего этого процесса – студент много знает, но мало понимает. В последствии для такого выпускника становится невозможным оценить долгосрочные результаты своих действий, поэтому до управления процессами или какими-либо системами он не допускается. В противном случае можно будет видеть череду ошибок, которые непременно станет допускать такой работник. Причиной тому отсутствие системного понимания того чем управляешь.

В результате формируется следующая установка – лучше промолчать, прокомментированная одним из студентов – «так удобнее». Недаром современная ориентация преподавателя на практические ситуации, требующие самостоятельного решения, тонет в глубоком молчании аудитории.