На сегодняшний день коррупция является одной из самых острых проблем в любом правовом государстве. В современных условиях коррупция является фактором, который влечёт значительную угрозу демократии, реализации принципа верховенства права, социальному прогрессу, национальной безопасности, становлению гражданского общества конституционному строю Донецкой Народной Республики в целом.

Наличие коррупции негативно влияет практически на все стороны общественной жизни, включая экономику, политику, социальную и правовую сферы, управление, общественное сознание, международные отношения. Коррупционные связи фактически разрушают правовые, этичные отношения между людьми и постепенно превращаются в норму поведения.

Согласно новой концепции Закона ДНР «О противодействии коррупции», коррупция – использование лицом, предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей, с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды себя или других лиц.

Видя, что наиболее эффективно «решает» вопросы тот, у кого больше денег и связей, люди теряют веру в действенность и эффективность государственных органов.

Наиболее часто коррупционная направленность распространена в таможенных органах среди чиновников низшего и среднего звена, работа которых связана с постоянным взаимодействием государственных служащих и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование, различные разрешения, выдача справок и т.п.). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций.

Можно выделить следующие причины совершения коррупционных преступлений:

  • ощущение нестабильности;
  • низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы; несправедливость при продвижении по службе;
  • недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
  • отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к служебныеобязанностям и нарушениям дисциплины;
  • недостаточная  личная примерность руководителей таможенных органов;
  • низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;
  • недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;
  • кадровый протекционизм, позволяющий коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли.

Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникновения коррупции существует там, где таможенные органы обладают монополией власти над клиентами;

  • имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг;
  • пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности.

При анализе причин и условий, способствующих возникновению и росту коррупции невозможно обойтись без статистики по данному вопросу. Одним из авторитетных источников является рейтинг Transparency International. Согласно исследованиям этой организации, страной с самым низким уровнем коррупции является Дания. Также в число лидеров входит Новая Зеландия, Финляндия. В число стран с самым высоким уровнем коррупции входят такие страны как Сомали, КНДР, Судан. Республика Беларусь, Казахстан, Российская Федерация и Украина занимают 119, 126, 136 и 142 места, соответственно. Таким образом, можно утверждать, что уровень коррупции пропорционален экономическому благосостоянию станы.

Изучив мировую статистику коррупционных преступлений в таможенных органах, можно сделать вывод, что коррупция служит своеобразным индикатором накопившихся экономических проблем. Мировой опыт показывает, что принятия программ по борьбе с коррупцией, подписания различных соглашений в этой сфере недостаточно для эффективного противодействия этому социальному злу.

На наш взгляд, основными путями противодействия коррупции в таможенных органах являются:

  • подбор кадров с использованием полиграфа, а также имеющихся психологических методов изучения моральных и деловых качеств кандидатов;
  • проведение специальных проверочных мероприятий в отношении кандидатов;
  • ротация  не  только  руководящего  состава,  но  и  должностных  лиц  таможенных органов;
  • широкое внедрение электронного декларирования;
  • неотвратимость наказания по правонарушениям коррупционной направленности, дифференцированная с учетом тяжести проступка;
  • повышение профессионализма должностных лиц таможенных органов;
  • использование в борьбе с коррупцией правовых средств, строгое следование закону;
  • увеличение материального обеспечения должностных лиц, повышение уровня социальной защищенности таможенников.

Коррупционные преступления являются наиболее опасным и разрушительным видом преступлений, которые подрывают роль права, законов, резко ослабляют государственные институты, разрушают способность государства выполнять функции по защите прав своих граждан.

На данном переходном этапе в Республике необходим жесткий контроль над действиями должностных лиц органов государственной власти. Наиболее эффективно функцию контроля может выполнять Глава Республики, так как именно ему как гаранту соблюдения конституционных прав и свобод граждане Республики доверяют больше всего.

Особое внимание целесообразно уделять предупреждению возможных финансовых и иных злоупотреблений со стороны лиц, обладающих функциями распоряжения как бюджетными средствами Республики, так и гуманитарной помощью. Причем для объективности контроль необходим за всеми без исключения органами государственной власти.

Принятие специализированной нормативной правовой базы, а также ее реализация через незаангажированные структуры окажут значительный социальный, политический, экономический и финансовый эффекты, а также позволят увеличить уровень доверия населения к институту власти как главному борцу с коррупционными механизмами.

Согласно новой концепции Закона «О противодействии коррупции», в процессе выявления коррупционных схем и борьбы с ними будут задействованы не только государственные и правоохранительные органы, но и независимые негосударственные структуры, такие как общественные организации, профессиональные сообщества, профсоюзы и просто неравнодушные граждане.

Для достижения поставленной цели в разрабатываемом законопроекте «О противодействии коррупции» предусматриваются создание независимого Центра мониторинга данных о коррупционных правонарушениях и Антикоррупционного комитета под председательством Главы Республики.

Основной функцией Антикоррупционного комитета станет исполнение указов Главы Республики и непосредственная реализация механизмов, направленных на борьбу с коррупцией.

Создание Центра мониторинга данных о коррупционных правонарушениях как самостоятельного органа соответствует логике государственной политики по укреплению законности и прозрачности процесса принятия решений в Донецкой Народной Республике.

Принятие данного законопроекта позволит обеспечить гарантированное возобновление в полном объеме нарушенных прав государства и других лиц, которые пострадали в результате коррупционных действий со стороны субъектов коррупционных правонарушений путем создания эффективной системы предотвращения коррупции, выявления и преодоления ее социальных предпосылок и последствий, что является одним из приоритетов государства.

Статья на тему пути противодействия коррупции в таможенных органах