В настоящее время внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее криминогенных сфер в народном хозяйстве. К числу наиболее опасных видов экономических преступлений относятся преступления в сфере таможенного дела. Так, в 2014 г. количество респондентов, столкнувшихся с экономическими преступлениями, в России составило 60%, в странах Африки – 50%, а в странах «Большой семерки» – 33%. В то же время, проанализировав статистику зарегистрированных таможенных преступлений МВД РФ, можно наблюдать тенденцию уменьшения количества уголовных дел, возбуждаемых по ряду преступлений, совершаемых в сфере ВЭД.

Однако объективных причин для снижения преступности в настоящее время нет, соответственно число преступлений в сфере ВЭД сохраняет латентность, а лица их совершившие остаются за рамками правового воздействия. Распространенность преступлений в сфере таможенного дела, их высокая общественная опасность, латентность и недостаточная эффективность противодействия со стороны правоохранительных и таможенных органов, делают актуальными анализ причин таможенных преступлений, а также разработку научно обоснованной стратегии пресечения указанных преступлений.

Таким образом, целью данной работы является выявление причин роста таможенных преступлений и выработка рекомендационных мероприятий по предупреждению и пресечению таможенной преступности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • исследовать статистические данные, характеризующие состояние таможенной преступности;
  • выявить и проанализировать причины, обуславливающие возникновение и распространение таможенных преступлений;
  • определить методы повышения эффективности предупреждения и предотвращения преступлений в сфере ВЭД.

Таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения через таможенную границу и возврата на территорию государства товаров и ценностей вопреки правовому запрету, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и других средства проведения таможенной политики в жизнь.

Исследования причинного комплекса таможенных преступлений позволили выделить следующие обстоятельства общего характера, приводящие к росту таможенной преступности:

  • несоответствие, возникающие между складывающимися отношениями в экономической деятельности и их правовой регламентацией, то есть несовершенство законодательства, регламентирующего сферу таможенного дела;
  • негативные преобразования, проводимые в социально-экономической и политико-правовой системах.

В настоящее время внешнеторговая деятельность государства регулируется как международным, так и национальным законодательством. Существует ряд проблем в законодательстве, приводящих к росту таможенной преступности:

  • недостаточное рассмотрение в нормативных актах мер по предупреждению таможенных преступлений;
  • несовершенство конструкции уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за таможенные преступления;
  • несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процесс предварительного расследования таможенных преступлений;
  • слабая унификация национальных, в том числе и таможенных законодательств.

Результатами несовершенной нормативной базы являются: неправильная квалификация действий правонарушителей, привлечение к административной ответственности при наличии признаков уголовно-наказуемого деяния, невысокое качество дознания, отсутствие координации в следственной и оперативно-розыскной работе.

Прежде всего, в законодательстве большинства государств слабо раскрыты вопросы пресечения таможенных преступлений. Согласно законодательству РФ отдельные процедуры, например перевозка товаров автомобильным транспортом по процедуре МДП, не предусматривают досмотра товаров, который в ряде случаях способствовал бы выявлению контрафактного товара. В то время как отличительной особенностью законодательства США является то, что нормативные документы направлены на выработку специальных норм (около 400 норм) по предупреждению этого явления, что является положительным опытом и для законодательства Казахстана и Белоруссии. Так, проводимый таможенными органами Белоруссии комплекс мероприятий информационно-профилактического характера, позволил снизить на 17 % общее количество правонарушений, совершенных в первом полугодии 2017 года в сравнении с аналогичным периодом 2016 года с 18,8 тыс. до 15,7 тыс.

Несовершенство законодательства создает актуальную проблему и в том, что порой законы и подзаконные акты дублируют друг друга и противоречат в отдельных аспектах правового поля либо неполно раскрывают нормы. Это побуждает к совершению таможенных преступлений как неразветвленные преступные структуры, например, фирмы-однодневки, так и организованные криминальные объединения.

Проблема унификации таможенного законодательства связана с тем, что значительная доля наиболее опасных преступлений в сфере ВЭД носит интернациональный характер. Организованные криминальные объединения, в отличие от правоохранительных органов, быстрее интегрировались с организованной преступностью зарубежных стран, действуя, как правило, на международном уровне(87% изученных случаев). ФБР США утверждает, что в глобальном масштабе прибыль подобных криминальных структур достигает $1 трлн. в год.

Наиболее привлекательными сферами деятельности криминальных структур является нелегальный оборот объектов интеллектуальной собственности (ежемесячно, например, на внутренний рынок России незаконно поступает около миллиона компакт-дисков; по данным ФБР, до 40% всех шампуней компании Procter&Gamble и 60% мотоциклов Honda, провозимых в Китай, изготовлены пиратами) и торговля наркотическими веществами (эксперты ООН считают, что годовой объем нелегальной торговли наркотиками составляет примерно 7% от объема мировой торговли). Проблема из внутринациональной превратилась в транснациональную, требующую согласованных усилий целого ряда государств.

Процесс расследования таможенных преступлений и оценка доказательств производится должностным лицом по его внутреннему убеждению, руководствуясь исключительно законом и правосознанием. Это приводит часто к ошибочным или неправомерным решениям при расследовании данных преступлений.

Для устранения недостаточной эффективности нормативно правовой базы необходимо произвести реформы уголовного, административного и таможенного законодательства, выявить, выделить и систематизировать все незаконные деяния в единый правовой документ. Вдобавок необходимо систематизировать возложенные обязанности на таможенные органы, а также нормы права регламентирующие их деятельность.

Помимо несовершенства законодательства в сфере таможенного дела, существует ряд социально-экономических причин, оказывающих существенное, а иногда и первоочередное влияние на рост таможенных преступлений. С учетом сказанного важнейшее значение для предупреждения рассматриваемого вида преступлений имеют общесоциальные меры.

Они направлены на:

  • создание  условий  для  реализации  творческого  потенциала  личности  в  области экономических отношений путем свободного выбора любых форм хозяйствования;
  • обеспечение равной правовой защиты предпринимательства в государственном и альтернативном секторах экономики;
  • создание необходимой рыночной инфраструктуры, создание программы ограничения монополистической деятельности;
  • создание условий для добросовестной конкуренции, повышение жизненного уровня населения.

Таким образом, проведение указанных мероприятий при взаимодействии таможенных и правоохранительных органов, а также международной консолидации в решении вопросов пресечения таможенной преступности, позволит снизить рост таможенных преступлений, усовершенствовать законодательную базу в вопросах таможенного регулирования и повысить эффективность деятельности таможенных органов.

Статья на тему таможенная преступность и методы ее предупреждения