Фотодокумент – это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к 30-м годам XIX века и связано с изобретением фотографии. Существенной особенностью фотодокумента является то, что этот вид документа возникает в момент событий и на месте событий. Эта особенность придает этому виду документа большую ценность. Фотодокументы наглядны, точны, благодаря чему они нашли широкое применение во многих отраслях деятельности человека, а в частности, в историографии.
Особые фотодокументы находятся в семейном фотоархиве, где содержится множество фотографий, отражающих различные периоды жизни человека и государства в целом. На основе анализа этих фотодокументов можно проследить те трансформаций в быте, нравах, духовной атмосфере эпохи, которые происходили в определенные исторические периоды . На примере фотодокументов из моего семейного архива мы попытаемся проследить различные этапы жизни нашего государства в XX.
Первый фотодокумент, который сохранился в моём семейном архиве, датируется 1908 годом и отражает специфику нравов и тех изменений, которые происходили в Российском обществе в начале ХХ века. В то время начиналась индустриализация, которая сопровождалась промышленным переворотом и миграцией сельского населения в города. На фотографии мы видим представителей двух различных поколений с разными укладами жизни. Глава семейства (мой прапрапрадедушка) одет в парадный пиджак, серые брюки и кожаные сапоги. У него окладистая борода и опрятная рубаха.
Его жена (моя прапрапрабабушка) одета в длинное до пят платье, а на голове – платок. Их внешний вид отражает традиции и нравы традиционной патриархальной России. Они является характерными представителями крестьянского населения. На заднем плане мы видим их детей, которые выглядят совершенно иначе. Воронов Алексей Афанасьевич, мой прапрадед, одет в темный костюм с белой рубашкой, его сестра стоит в белой блузке и темной юбке. Они уже типичные представители городского населения. Важно отметить, что расположение людей на фотографии говорит о старорусских традициях. Глава семейства должен был сидеть на стуле в центре, а жена рядом с ним. Дети должны были находиться сзади своих родителей.
Следующий фотодокумент датируется 1912 годом. На нём изображена моя прапрабабушка Смирнова Ольга Ефимова с подругами. У девушек строго убранные волосы и нарядные городские платья. В ходе анализа фотодокументов начала ХХ века я понял, что фотосалоны тех времён считались культурными заведениями. Фотографирование было хотя и не большим, но важным событием в жизни каждого человека.
Следующий фотодокумент относится к 30-м годам ХХ века. В стране произошла революция 1917 года, закончилась Гражданская война. Социальной опорой новой власти стал считаться рабочий класс. К этому моменту начала зарождаться пролетарская интеллигенция, одним из представителей которой был мой прапрадедушка Заруба Илья Ильи. Не имея специального высшего образования, он достиг должности председателя колхоза и директора леспромхоза. Прапрадед одет в темное «интелегентское» пальто, темно-серый берет, и в то же время на нём можно увидеть грязные ботинки. Рассмотрим и рядом стоящего юношу. На нём холщовая рубашка, гимнастерка, галифе и сапоги.
Таким образом, в новой интеллигенции можно выделить два существенных признака. С одной стороны она пыталась выглядеть представительно, но с другой люди этого класса так и оставались обыкновенными рабочими, поскольку все они были выходцами из народа, из простых крестьян, в роду которых никогда не было «благородных» корней. Это характерные признаки нового социального класса и ключевая особенность фотографии. Это и отражение характера эпохи. Стоит обратить внимание и на то, что одежда людей 30-х годов была полувоенная. Это можно объяснить тем, что в стране стремительными темпами шёл процесс индустриализации, сопровождающаяся подготовкой к масштабной войне.
Рассмотрим другой фотодокумент 1938 года. На нём изображена типичная советская семья того периода. До установления Советской власти женщины преимущественно занимались семьей и детьми, однако во времена СССР отношение к женщине изменилось. Ей приходилось заниматься и детьми и хозяйством, и в тоже время работать. Как результат, если до СССР среднее количество детей в семье составляло 10-15 человек, то при Советской власти этот показатель сократился в несколько раз и нормой стала семье с 3 – 4 детьми. На фото изображены моя прабабушка Никипелова Наталья Ивановна и 3 её детей Владимир, Михаил и Валентина. Прабабушка одета в скромное платье и кофту. На братьях одинаковые рубашки, сшитые прабабушкой, на ногах – галоши. На моей бабушке – сарафан и детские башмаки.
В моём фотоархиве сохранились фотодокументы конца 40-х – начала 50х гг. На первой фотографии мы видим двух фронтовиков Великой Отечественной войны. Слева стоит мой прадед Воронов Иван Алексеевич. У деда на груди две медали и орден Красного знамени. Оба одеты в военную форму того времени: фуражка со звездой, китель, на поясе – ремень с золотой звездой, галифе и кожаные сапоги. Это два победителя незабываемой войны. Несмотря на небывалые трудности, которые преследовали советских людей на протяжении всей войны, им удалось выжить. Ими, героями ВОВ, можно гордиться!
На другом фотодокументе изображен сельхоз отряд, состоящий преимущественно из женщин. Это объясняется тем, что во время войны почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения, многие мужчины погибли на фронте. Поэтому на производстве, в колхозе и в других общественных работах приходилось трудиться женщинам.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в городах, женщины активно привлекались для работы на заводах. Многие молодые девушки стремились подняться по карьерной лестнице. Это был способ самореализации женщин в СССР в 50-х гг. На фото этого периода моя бабушка сидит посередине на общем фоне коллектива комсомола. Обратим внимание на одежду. Особенность наряда девушек – это платья двух оттенков – белого или черного. Это связано с тем, что государство стремилась «заштамповать» повседневную жизнь человека, в том числе и одежду. Поэтому большинство носило одежду нейтральных цветов.
В основном это были темные и белые цвета. Характерным элементом внешнего вида девушек является наличие на груди значка ВЛКСМ. Вступление в эту организацию было одним из важнейших этапов в жизни каждого советского гражданина. Ведь стать комсомольцем означало вступить на начало взрослого пути. В ВКЛСМ принимали, конечно, не всех, и кандидату нужно было пройти серьезный отбор по нравственным и идеологическим критериям. Комсомольцы с гордостью носили комсомольский значок.
Следующий ряд фотографий характеризует советскую систему образования, которая должна была решать не только общеобразовательные вопросы, но и прививать навыки полезного труда, распространять коммунистическую идеологию. Все советские дети ходили в школу и носили одинаковую форму. У мальчиков это рубашки, брюки, галстуки, у девочек – ученические платья, фартуки, банты. Школьники с определенного возраста объединялись в дружины – пионерские или октябрятские. Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, пионерами 4-7. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок – пятиконечная звезда с детским портретом Ленина, а пионерам красный галстук, что мы видим на фотографиях этого периода.
Следующий ряд фотодокументов посвящен 1960-ым гг. Большая часть населения работала на заводах и в колхозах. Праздничные дни было принято справлять в кругу товарищей по партии, коллег. Государство выдавало путёвки в санатории, на экскурсии в другие города СССР. Так, простая советская сельская учительница и моя двоюродная прабабушка Воронова Евдокия Алексеевна на путёвках от партии побывали во многих городах СССР: Пятигорск (Ставропольский край), Горячий ключ (Краснодарский край), Рига (Латвия), Нальчик и в других.
1970-е. Крайне популярной в этот период была профессия военного, которая давала возможность продвинуться вверх по социальной лестнице. А принять участие в параде на Красной площади считалось пиком карьеры. В 1977 моему деду Заруба Владимиру Ильичу удалось побывать на таком параде. Это запечатлено на одной из фотографий.
Таким образом, на основе фотографий из семейного архива, мы смогли четко проследить трансформации, которые происходили в обществе в XX веке.