Праздники – неотъемлемая часть общественной жизни древних греков, их религии и культуры в целом. Причиной этого является тот факт, что регулярных «выходных дней» в современном понимании жители Эллады не имели, их функцию и выполняли праздничные дни, которых было достаточно много в течение календарного года. «Законы» Платона подтверждают божественную теорию происхождения свободных от работы дней в календаре древних греков:

«Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили в замен передышки от этих трудов божественные празднества».

В периоды торжеств трудовая жизнь греков замирала – прекращались заседания судов и управленческих органов, сельскохозяйственные работы приостанавливались, дети не ходили в школу, а женщины получали возможность лишний раз покинуть дом для участия в обрядах. Освободившееся время люди тратили на отдых, приготовление необходимых ритуалов, праздничных костюмов, блюд и т.д.

В древнегреческой истории насчитывается бесчисленное множество религиозных и спортивных празднеств, в основном общегреческого или регионального значения.

Мистерии – наиболее закрытый для изучения вид религиозных культов. Если в панэллинских чествованиях богов могли принимать участие все граждане, то мистерии имели многие ограничения: у ним допускались исключительно прошедшие процедуру посвящения эллины. Кроме того, к этому ритуалу допускались люди, прошедшие строгий отбор и соответствовавшие всем требованиям отдельно взятого культа.

Общей идеей мистериальных культов Древней Греции было приближение к богу. Однако все они были посвящены разным божествам и несли в себе разный смысл.

Элевсинские мистерии – это культ богинь плодородия Деметры и Персефоны. Но это лишь тематика празднеств, сакральный смысл учения был намного сложнее и глубже. По мнению Ф.Ф. Зелинского, мистерии – это выражение эсхатологических ожиданий древних эллинов. Участвуя в культах, человек пытался познать загробную жизнь, временно покинуть тот мир, в котором он существует, чтобы приблизиться к богу, к которому были обращены мистерии. Согласно словам древнегреческого поэта Пиндара, эти действия давали эллинам путь к блаженству после смерти:

Счастлив, кто это видел, перед тем, чтоб в могилу сойти:

жизни познал он конец,

познал и начало ее, богоданное.

Речь идет о познании самого явления смерти еще при жизни, что давало грекам душевное спокойствие, ослабляло страх перед неизвестностью загробного мира – все это происходило при посвящении в Элевсинские мистериальные таинства. Обряд представлял собой ритуальную смерть и возрождение человека, подготовку к новой жизни. Изначально к посвящению допускались исключительно афинские граждане как мужского, так и женского пола, однако с течением времени критерии приема в мисты изменились и постепенно все новые и новые категории людей получали возможность присоединиться к таинству. В ходе таких перемен в культ стали входить граждане других греческих полисов, римские граждане и даже рабы (однако они должны были быть не варварского происхождения и обязаны были получить согласие на участие в мистериях своего хозяина). Основными требованиями к кандидатам было знание греческого языка для понимания и исполнения ритуалов, готовность пройти все ступени посвящения, отсутствие каких-либо политических или других преступлений в прошлом.

Элевсинские мистерии – это ежегодный праздник, который проводился в городе Элевсин, близ Афин. Празднество разделялось на два вида – Великие и Малые мистерии, каждый из которых нес в себе определенную смысловую нагрузку и отличался исполняемыми обрядами и действами. Расцвет мистерий ученые определяют VI веком до н.э. – в то время Элевсин был присоединен к Афинской территории. Именно по этой причине мистерии стали распространяться по территории ойкумены.

Элевсинский культ, как указано выше, был основан на мифах о Деметре и Коре (Персефоне), которые известны нам из гомеровского гимна к Деметре. Выбор мифологического основания не случаен – Элевсин издавна был известен как главный город-производитель пшеницы во всей греческой ойкумене. Таким образом, тема плодородия земли была центральной в жизни людей данного региона.

Каждый из праздников сопровождался заключением священного перемирия, как и многие другие панэллинские празднества, например, Олимпийские игры. Эти меры предназначались для безопасного прибытия участников праздника в Элевсин и для подготовки к мистериям. Срок перемирия составлял 55 дней как для Малых, так и для Великих мистерий. Для Великих мистерий длилось с середины августа до начала октября, следовательно, мистерии происходили в начале-середине сентября. Известно, что эти празднества происходили в месяце Боэдромион, однако точной параллели с современным исчислением времени провести пока невозможно.

Кроме правила священного перемирия Элевсинские мистерии имели ряд других строгих ограничений как для уже посвященных мистов, так и для тех, кто только собирается присоединиться к таинствам. Одним из самых важных религиозных законов, который был закреплен на государственном уровне, был запрет на разглашение тайн мистериального культа. Это преступление наказывалось высшей мерой – смертной казнью. Важно заметить, что суду по этому преступлению подвергались в равной степени все нарушившие обет молчания греки, посвященные в мистерии, независимо от их социального статуса, достатка, профессии и других факторов. После окончания мистерий ответственный за них архонт-царь предоставлял отчет о прошедшем праздновании священному совету, где разбирались дела о правонарушениях.

Сами ритуалы мистерий изучены плохо по причине запрета их разглашения. Известно лишь то, что обряды Элевсинского культа длились девять дней, в соответствии с мифами, на которых основаны таинства. Основной частью мистерий были драматические представления мифов о Деметре и Коре – новопосвященным и мистам показывали историю становления учения Элевсинских таинств. Каждый вечер разыгрывались новые представления, которые последовательно открывали мистам тайны культа. Начиналось празднование с открытого для всех веселого шествия из Афин в Элевсин, сопровождаемого песнями и танцами, а также задорными кричалками участников процессии. Большое внимание также уделялось церемониям очищения души и тела от различных пороков обычной жизни между ритуалами мистерий. Заканчивалось празднество традиционными спортивными и мусическими состязаниями, победители которых награждались пшеницей, выращенной на священном Элевсинском поле.

Таким образом, на примере Элевсинских мистерий мы видим как высоко ценились древними греками тайные культы. Основной идеей большинства из них было получение блаженства после смерти и обретение бессмертия. Однако нельзя назвать мистериальные культы уникальным явлением – эти праздники были широко распространены по всей территории Греции, начиная с VII века до н.э. и до установления власти Рима над греческими землями.

Статья на тему элевсинские мистерии