Ко второму десятилетию XIX в., когда Рам Мохан Рай начал свою общественную деятельность, большая часть территории Индии уже была завоевана. На родине Рам Мохан Рая – в Бенгалии – английское господство к этому времени продолжалось уже около полувека. Перед страной стоял сложный выбор: смириться с установлением колониального режима и сдаться на милость врага или же искать пути возрождения и освобождения. Этот выбор за нее сделал Рам Мохан Рай, предложивший и реализовавший на практике целую программу действий по модернизации индийского общества. Соотечественники нередко называют его «отцом современной Индии». Мы же назвали его отцом Бенгальского Возрождения – явления, без которого современная Индия вряд ли бы была такой, какой она есть сейчас.

В отечественной историографии, тем не менее, почти отсутствуют теоретические работы, посвященные Бенгальскому Возрождению. Немногочисленны также исследования личности самого Рам Мохан Рая. Так, к числу первых относится монография Е.Ф. Рашковского «Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока» (1990). К числу вторых – монография Т.Г. Скороходовой «Раммохан Рай, родоначальник Бенгальского Возрождения» (2008), статьи Е.В. Паевской, Э.Н. Комарова, Л.Р. Полонской.

Если мы внимательно посмотрим на биографию Рам Мохан Рая, то четко увидим предпосылки, подтолкнувшие тогдашнего юношу к переменам: тирания со стороны матери, религиозное давление, ранняя жениться и совсем небольшое наследство, доставшееся от отца. Он рос в атмосфере ортодоксальных индуистских взглядов, закостенелого традиционализма и глухого феодализма. «Обычаи и воспитание, – говорил Рам Мохан позднее, – сделали людей слепыми и глухими, несмотря на то, что у них есть собственные глаза и уши». Можно сказать, что Бенгальское Возрождение началось с личного выбора Рам Мохан Рая не оставаться в беспросветной темноте. Он, в первую очередь, менял свою жизнь, опосредованно влияя на жизнь Бенгалии и страны в целом. В чем же это проявлялось?

Еще в ранней юности Рам Мохан Рай выступал против идолопоклоннической системы индусов и в 16 лет написал трактат о единобожии «Дар верующим в единого бога». Досконально изучив различные религиозные системы, он предложил свой буржуазной вариант религии, в основу которой были положены принципы рационализма, морализма, гуманизма и всеобщего равенства. «Совершенно очевидно, – писал Рам Мохан в 1803-1804 гг., – что люди различных вероисповеданий, живя в этом мире, одинаково наслаждаются благами природы, светом звезд на небе, радостям весны, падением дождя, здоровьем, благоприятным течением жизни, красотою тела и ума и т.д. Точно так же все они, совершенно независимо от того, какой вере следуют, равным образом страдают от одних и тех же невзгод, и боли, от темноты и холода, от болезней и превратностей жизни, от телесных и психических уродств». Рам Мохан Рай попытался приспособить религиозную систему Индии к реалиям новой эпохи, очистив ее от средневековой обрядности, многобожия и религиозных запретов.

На этой почве у него произошел серьезный конфликт с семьей, отказавшейся понять устремлений критически мыслящего молодого человека. Постепенно он начал формировать собственную систему взглядов и ценностей, свободную от традиционалистских предрассудков. Рам Мохан живо интересовался политическим развитием Запада, либеральными идеями и политической философией Европы, восхищался Великой французской революцией 1789 г. Он выступил для Бенгалии типичным просветителем: в 1815 г. Рам Мохан и его единомышленники основали «Общество друзей», которое объединило всех свободомыслящих интеллектуалов Калькутты, выступающих за просвещение и социальные реформы.

В 1817 г. он добился открытия первой светской школы – Хинду колледжа, который воплотил в себе идею о европейском образовании для индийцев. И хотя участие Рам Мохан Рая в становлении учебного заведения было пресечено в самом начале, по независящим от него причинам, он всегда интересовался делами колледжа в дальнейшем. В 1821-1822 гг. он начал издавать две национальные газеты – «Луна вестей» и «Зеркало вестей», став основоположником прогрессивной прессы в Индии.

С первых номеров они затрагивали такие злободневные проблемы, как бесплатное обучение детей бедных индусов, улучшение санитарного состояния Калькутты, уменьшение вывоза риса из Бенгалии в иностранные порты, расточительность обрядов, вопросы ущемления интересов индусов со стороны христианских миссионеров, создание общества по поддержке неимущих вдов, а также критиковались кастовые предубеждения, распространённые в индусской среде. Почти все передовые статьи обеих газет Рам Мохан писал сам. Он стремился вывести соотечественников из информационной и политической изоляции, пробудить их гражданские чувства.

Еще одним прогрессивным шагом в его деятельности была кампанию за запрещение варварского обычая сати – сжигания женщин заживо после смерти мужа. В 1829 г. усилиями Рам Мохана в Бенгалии он был запрещен.

Рам Мохан Рай призывал соотечественников к овладению европейской наукой и техникой. Он стал первым индийцем, отбросившим предубеждение перед Западом и доброжелательно двинувшимся к нему навстречу.

Благодаря прекрасному образованию и личным качествам Рам Мохан Рай далеко продвинулся по карьерной лестнице. Ему удалось добиться занятия должности дивана – старшего фискального чиновника. Эту должность в тот период чаще всего занимали англичане, что свидетельствует о том, что Ром Мохан пользовался глубоким уважением английских чиновников. Находясь на службе Ост-Индской компании, он как бы давал понять, что всецело уступать англичанам управление страной индийцы не желают.

Прослужив в Компании около 10 лет, Рам Мохан Рай разбогател и приобрел крупное имение. Он стал одним из новых бенгальских «бизнесменов», подходивших под определение «человек, создавший себя сам». Он занимался ростовщичеством, проводил различные финансовые операции в Бенгалии, становясь проводником капиталистических тенденций в этот регион и, постепенно, во всю страну.

В историографии неоднозначно оценивается отношение Рам Мохан Рая к колонизаторам-англичанам. Широко известен тот факт, что с некоторыми из них он имел теплые, дружеские отношения. Был ли он предателем Индии? Вопрос сложный. На наш взгляд, уместно сравнить выбор Рам Мохан Рая с выбором Александра Невского во времена золотоордынского ига на Руси. Чтобы освободиться, Индия должна была пройти долгий путь реформирования, собраться с силами и возродиться. Именно этим и занимался Рам Мохан Рай – отец Бенгальского Возрождения.

Статья на тему рам мохан рай