Безопасность движения поездов основное условие эксплуатации железных дорог, перевозок пассажиров и грузов. Первостепенная роль в обеспечении безопасности движения – выполнение Правил приема грузов к перевозке. «Правила перевозок грузов – нормативный правовой акт МПС России, определяющий основные положения, требования и условия перевозки железнодорожным транспортом отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций на железнодорожных станциях и путях необщего пользования».

К основным рискам, как вероятности возникновения событий, связанных с нарушением безопасности движения, также относятся нарушения при приеме к перевозке негабаритных грузов, на открытом подвижном составе, наливных и опасных, а также прием к перевозке грузов с перегрузом сверх трафаретной грузоподъемности. Прием к перевозке и документальное оформление этих грузов требуют от исполнителей определенных знаний Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах стран- участников СНГ, Технических условий погрузки и крепления грузов, Правил перевозок опасных и Правил перевозок грузов наливом и умения применять эти знания на практике. Неукоснительное соблюдение ТУ погрузки и крепления грузов при погрузке гарантирует безопасную перевозку вагонов с грузами по всему пути следования.

Доминирующими причинами, влияющими на риск возникновения событий, связанных с обеспечением безопасности движения являются: некачественная подготовка вагонов к перевозке – это отсутствие деталей вагона для крепления груза, искривление бортов платформ, не закрытие секторов в полувагонах, неисправные двери и люки вагонов, не заделка грузоотправителем конструктивных отверстий в полувагонах при перевозке навалочных и насыпных грузов, несоблюдение грузоотправителями требований ГОСТ при выборе и установке реквизитов крепления – растяжек, стоек, брусков, отсутствие механических устройств для крепления груза, прием грузов к отправлению с перегрузом сверх трафаретной грузоподъемности из-за нарушений грузоотправителями технологии взвешивания груженых вагонов, несоответствия трафарета тары или грузоподъемности на вагоне фактической, неправильное определение массы грузов расчетным путем или по обмеру.

В связи с тем, что работник станции не может постоянно присутствовать при погрузке грузов на открытом подвижном составе, при взвешивании груженых вагонов, ему необходимо создавать условия для обеспечения качественного приема груза к отправлению. Для этого необходимо потребовать от грузоотправителей приложения к перевозочным документам распечаток результатов взвешивания груженых вагонов на электронных весах, установить на выставочных путях смотровые вышки для удобства осмотра погрузки полувагонов навалочными грузами с целью исключения неравномерной погрузки, а также погрузки на открытом подвижном составе грузов в соответствии с техническими условиями или схемами погрузки, обеспечить приемосдатчиков стандартными инструментами для определения размеров реквизитов, используемых для крепления грузов на открытом подвижном составе.

Грузоотправители обязаны подготавливать грузы таким образом, чтобы на протяжении всего следования груза обеспечивалась безопасность движения, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Требования к таре и упаковке грузов, качеству перевозимой продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями, утвержденными соответствующими государственными органами.

Нарушение Правил приема грузов к перевозке на открытом подвижном составе влечет за собой возникновение таких событий, как отцепка вагонов от поезда в пути следования на промежуточных станциях из-за нарушения Технических условий погрузки, а именно:

  • ослабление растяжек,
  • расстройство крепления,
  • сдвиг груза,
  • нарушение схемы погрузки,
  • просыпание груза,

что может привести к развалу груза с последующим возникновением аварийной ситуации.

Повышенное внимание на железнодорожном транспорте в обеспечении безопасности движения отводится перевозке опасных грузов, учитывая тяжесть последствий при возникновении аварийных ситуаций. Неплотное закрытие нижних сливных приборов в цистернах приводит к течи опасного груза, что негативно влияет на окружающую среду. Виновной стороной в этом случае является грузоотправитель, который нарушил Правила перевозок жидких грузов наливом в цистернах и вагонах бункерного типа в части герметичности закрытия крышки сливоналивной арматуры. При погрузке опасного груза в полувагоны, например серы, грузоотправитель обязан обеспечить тщательную заделку зазоров кузова с использованием негорючих материалов или материалов, обработанных в противопожарном отношении огнезащитным составом.

Указанные риски негативно сказываются на обеспечении безопасности движения. Прием груза к перевозке является отправной точкой, от которой изначально зависит безопасность перевозки на всем пути следования груза. Ответственность за подготовку груза к перевозке, определение пригодности порожнего вагона в коммерческом отношении лежит на грузоотправителе, что, однако, не освобождает от ответственности работников станций (приемосдатчиков), которые должны неукоснительно соблюдать Правила приема груза к перевозке и предупреждать любые нарушения погрузки со стороны грузоотправителей.

Статья на тему безопасность перевозки грузов