Согласно законодательному определению, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как правило, лицо, осуществившее самовольную постройку не приобретает права собственности. Оно не вправе распоряжаться этой постройкой – менять, дарить, продавать, сдавать в аренду, совершать иные сделки предметом, в которой будет выступать данная постройка.
К сожалению, действующее законодательство РФ не имеет четкой и детальной регламентации такой категории как самовольная постройка. Как правило, очень часто возникают сложности с определением ее правового статуса, а так же с оформлением права собственности на нее.
Гражданский кодекс про самовольные постройки
Несмотря на наличие большого количества самовольных построек в России, Гражданским кодексом самовольной постройке посвящена всего одна статья – 222 ГК РФ.
Исходя из подробного анализа данной статьи, можно отметить несколько условий, по которым недвижимое имущество можно отнести к разряду самовольных построек:
- оно создано на земельном участке, не предназначенном для таких целей, в установленном законом порядке;
- без получения необходимых разрешений на такое сооружение;
- допущены существенные нарушения в отношении градостроительных норм и правил.
По сути, самовольная постройка является правовым деликтом. Легализация таковой незаконной постройки вытекает из п.3 ст.222 ГК РФ и фактически сводится к тому, что застройщик должен обратиться в суд с исковым заявлением с требованием признать самовольную постройку легальной. И, как правило, только решение суда является основанием для возникновения права собственности на такую недвижимость.
Согласно “Концепции развития Гражданского законодательства”, в части, посвященной данному вопросу, статья 222 ГК РФ будет переработана и дополнена. Так, например, появится новое понятие самовольной постройки, затронутся условия и возможность признания права собственности на неё, определен круг субъектов, по требованиям которых она может быть снесена.
Исходя из этого, на наш взгляд, законодателю следовало бы подробнее регламентировать данное положение и облегчить процедуру легализации самовольной постройки. Как нам представляется, необходимо сформировать специальный орган, обладающий компетенцией по легализации самовольных построек, а так же уменьшить сроки легализации этой недвижимости.
В таком случае, законодатель даст добросовестным лицам, которые возвели самовольную постройку возможность оформить право собственности в более упрощенном порядке.