Федеральный бюджет Российской Федерации формируется в первую очередь за счет нефтегазовой промышленности. Одним из доходов от нефтегазовой промышленности является природная рента. Природная рента – богатства, созданные природой и используемые человеком. природная рента обусловлена наличием различных природных ресурсов, являющихся основным и необходимым условием существования человека.
Россия входит в двойку лидеров стран наряду с Саудовской Аравией по объемам нефтедобычи, колеблющимся около отметки 600 миллионов тонн в год.
Наличие значительных природных ресурсов в Российской Федерации подразумевает большие потоки природной ренты, природная рента является базой экономического благополучия страны и ее населения, источником увеличения доходов бюджетов различных уровней.
Согласно классика теория ренты Д. Хартвика, страны с экономикой значительно зависящей от невозобновимых ресурсов (углеводородного топлива), должна инвестировать сверхнормативную прибыль (ренту) от эксплуатации этих ресурсов, в создание национальных активов, (инфраструктуры, производственных мощностей , резервы валют, золота, государственных облигаций, криптовалюты) для обеспечения возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности, найти новые источники дохода после исчерпания невозобновимых ресурсов. В мировой практике существует ряд проблем, касающихся «правильности» распределяется и расходования природной ренты.
В настоящее время в России нормативно-правовое регулирование договора ренты осуществляется общими, а отдельные разновидности договора — специальными нормами о ренте, закреплёнными в Гражданском кодексе.
Федеральный закон «О недрах», которым впервые были сформулированы взаимоотношения между государством и недропользователями, регламентировались экономические условия касающиеся только платежей за право пользования недрами, размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизных сборов.
Налогообложение добывающей промышленности в России осуществляется двумя способами: на основании традиционной системы налогообложения и на основании соглашения о разделе продукции (СРП). При применении традиционной системы налогообложения, добывающие предприятия уплачивают следующие налоги:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;– земельный налог;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- взносы во внебюджетные фонды;
- налог на добавленную стоимость;
- акциз;
- таможенная пошлина;
- налог на прибыль организаций.
Другим методом налогообложения добывающих предприятий является применение специального налогового режима, т.е. соглашения о разделе продукции. Специальный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», и предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.
Применяемые механизмы распределения ренты нелишены недостатков. Среди них можно выделить:
- ярко выраженный фискальный характер, при котором отчисления взымаются с объемов добычи, без дифференциации по геологическим и географическим условиям;
- отсутствие стимулирования вовлечения в разработку новых месторождений при нарастании степени истощения запасов углеводородного сырья;
- отсутствие поощрения добычи из малодебитных и низкорентабельных скважин.
По мнению авторов механизмы регулирования рентных отношений между федеральными, региональными и муниципальными уровнями изучены слабо, а при одностороннем регулировании рентных отношений в России, проявляющееся в поощрении монополии частной собственности на природные ресурсы и перераспределении ренты в пользу богатого меньшинства, приводит к инфляции, дифференциации населения по уровню дохода, коррупции, хищническому использованию природных ресурсов.
Для эффективной деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления недостаточно количества собственных финансовых источников, они вынуждены просить дотации с Федерального бюджета для выравнивание бюджетной обеспеченности.
Большой проблемой является прямая зависимость федерального бюджета от мировых цен на нефть, необходимо обезопасить бюджет от влияния возможных колебаний мировой конъюнктуры на энергоносители.
Таким образом, совершенствование государственной системы рентных отношений является актуальной темой для исследования.
Основы теории ренты были заложены А. Смитом и Д. Рекардом. К. Маркс внес особый вклад в развитие представлений о рентных отношениях, обосновав возможность образования абсолютной природной ренты. Из отечественных авторов внесших вклад в исследование рентных отношений, в том числе природной ренты стоит отметить Ю.В. Разовского, Д.С. Львова, Ю.В. Яковца, К.Г. Гофмана, Н.М. Светлова и др. Однако механизмам регулирования рентных отношений не уделяется особое внимание, в отличии от других стран. В мировой практике государство обычно старается изымать и использовать ренту для нужд общества через разнообразные механизмы.
В Канаде и США значительная часть доходов аккумулируется в регионах – провинциях и штатах, а федеральный центр имеет преимущества во взимании налогов на прибыль. В других государствах центральные структуры власти сосредотачивают роялти у себя. Изъятие ренты государством может происходить и через механизмы экспортных пошлин на природные ресурсы, различного рода акцизов. Такая политика сейчас характерна для России.
С целью ограничения частного присвоения ренты государство должно изымать ее в пользу общества. Для этого нужно знать ее истинную величину. Расчет такого платежа требует использования коэффициентов, отражающих специфику залегания и добычи полезного ископаемого, степень выработанности месторождения, транспортный и ряд других факторов. Количество подобных коэффициентов, достигает десятка, их расчет довольно сложен, а процесс их согласования может затягиваться.
Выпадающие при этом доходы федерального бюджета необходимо получать из перерабатывающих отраслей и других секторов экономики, на развитие которых должны направляться накапливаемые средства. Механизм распределения полученной ренты должен предполагать направление ее если не в пользу субъектов, находящихся в худших условиях хозяйствования, то хотя бы для решения социальных проблем в обществе.
По оценкам акад. Д.С.Львова на ее долю приходится не менее 75% чистой прибыли. Вклад труда в 15 раз меньше (5%), а капитала – примерно в 4 раза меньше (20%). То есть почти все, что получает сегодня страна, есть ни что иное, как рента от использования ее природно-ресурсного потенциала.
При принятии выдвигаемых рекомендаций на федеральном уровне, произойдет выравнивание налоговой базы федеральных и региональных бюджетов, что проведет к расширению возможностей для развития региона и повысит качество жизни в нем. Практическая значимость полученных механизмов совершенствования межбюджетных отношений в области оптимального распределения ренты, послужат основной для подготовки аналитических сообщений и учебных пособий. Разрабатываемые механизмы помогут регионам расширить возможности для собственного развития.