Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства. В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию — выраженности в какой-либо объективной форме.

Гражданский кодекс РФ устанавливает авторские права на результаты творческой деятельности. В перечень этих прав входят, в том числе, исключительное право автора на произведение и право на его неприкосновенность. Тем не менее, неприкосновенность произведения, как это очевидно, не означает невозможности использовать произведение для преобразования его другими авторами или создания новых произведений на основе уже существующего путем перевода, аранжировки, экранизации и тому подобных действий.

Разумеется, с согласия автора и указания его права на исходное произведение. Вновь созданные произведения на основе уже существующих также регламентированы Гражданским кодексом, статья 1260 которого, содержит характеристику и статус производных произведений, включая права их авторов. Защита прав авторов производных произведений осуществляется в том же порядке, что и в случаях с авторами исходных произведений. Производное произведение – это оригинальное произведение, автор которого будет пользоваться полным набором гражданских прав, несмотря на то, что при создании произведения исходный копирайт также сохраняется.

Говоря о результатах интеллектуальной деятельности, английский термин копирайт оказывается даже более уместным, так как включает в себя не только авторские, но и смешные с ними права, и это особенно важно в тех случаях, когда мы, например, говорим об исполнении чужого произведения, если оно выражается в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств (перечень всех объектов смежных прав указан в статье 1304 ГК РФ). Возвращаясь к самому термину, Большой юридический словарь Сухарева, например, рассматривает «копирайт» как синоним субъективного авторского права. Говоря о произведении, мы понимаем что оно, так или иначе, создает новый копирайт (исключая тот случай, когда является копией), то есть, порождает права автора на это произведение. В производных произведениях этот новый, связанный непосредственно с созданным произведением копирайт будет, в то же время, ссылаться на уже существующий, не теряя при этом своей самостоятельности, как не теряет самостоятельности и первоначальный копирайт.

Рассматривая производные произведения, мы обнаружим, что автор каждого из них уделяет внимание правам автора изначального произведения в разной мере и копирайт находит свое выражение в разных формах. Так, говоря о литературных переводах, очевидно, что переводчик, хотя и образует новый копирайт, выпустит произведение под именем автора оригинала.

В научных работах исходный копирайт обнаруживается в ссылках, в экранизациях произведений копирайт обычно выражен упоминанием автора в числе создателей нового произведения: сценаристов, композиторов. Однако, в силу творческой специфики интеллектуальной деятельности, некоторые ее формы создают коллизии в вопросах статуса произведения. Не все авторы готовы признать свое творение производным произведением и не всегда исходные произведения имеют четкое отражение в производных. Одной из спорных форм использования исходных произведений, особенно в сфере литературы и искусства, является реминисценция.

Для справки, реминисценция, по мнению составителя литературной энциклопедии Горкина, — это сознательное или неосознанное воспроизведение писателем неполной цитаты, «осколка» чужой фразы. То есть, если рассматривать это понятие шире, то под реминисценцией в искусстве мы можем понимать любое воспроизведение элементов ранее созданного произведения в новом. Соответственно, в такой ситуации встает вопрос о защите этих самых «исходных» элементов как объектах авторских прав. В качестве примеров реминисценции в искусстве, можно привести как сюжетные ходы, так и аллюзии на ранее созданные произведения, кинематографические, живописные, литературные. Конкретные случаи реминисценций нагляднее всего можно в романе «Мастер и Маргарита», где М. Булгаков на ассоциативном уровне воссоздал главы Нового Завета.

Когда-то английский писатель Чарльз Колтон мудро заметил: «Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат, а если у древних -похвалят за эрудицию».

То есть реминисценция представляет собой художественный изыск, средство выражения автором своей способности анализировать творчество предшественников. Тем самым, мы делаем вывод о сознательности использования реминисценций, а значит, процесс переработки исходного произведения является целенаправленным.

  • Но можем ли мы все-таки говорить о производном статусе произведений, имеющих в своем составе реминисценции и аллюзии?
  • И возможно ли рассматривать их как нарушение исходного копирайта?

Многие авторы, чьи произведения стали объектом реминисценций, расценивают это как знак качества, признания их творчества. Но невозможно исключать риск рассмотрения использования интерпретированных объектов как плагиат, так как, реминисцируя фрагменты существующих произведений, автор нового не считает необходимым указывать копирайт исходника, полагая, что создает новое произведение, не основанное на каком-либо другом. Вопрос о внутреннем отношении автора, размещающего в своем произведении отсылки к ранее созданным, является спорным, ведь эта категория субъективна.

В российском гражданском праве в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет считаться новым, если оно содержит оригинальные мысли, идеи, художественные образцы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Таким образом, производные произведения также рассматриваются как творчески новые. Но вопрос о том, будет ли иметь произведение, содержащее аллюзии и реминисценции, статус производного, остается открытым.

Так, в своей статье, посвященной признакам оригинальности и новизны произведений в авторском праве, доктор юридических наук А.В. Кашанин говорит о субъективной и объективной новизне. Субъективная новизна в его понимании – это уверенность автора в создании нового интеллектуального продукта, не имеющего аналогов. Под объективной новизной понимается действительная уникальность произведения, состоящая в отражении индивидуальной личности автора в его произведении.

Рассмотрение этой позиции наводит на мысль о том, что произведения, содержащие отсылки к ранее созданным, не нарушают их копирайта. Важный момент заключается в том, что реминисценция – это фрагментарный элемент, не являющийся основополагающим. Отсылка не может трактоваться в качестве основообразующего элемента, если мы уберем ее из произведения, оно едва ли претерпит кардинальные изменения. Автор создает произведение с новой фабулой, использует индивидуальные средства выражения своих идей (ведь даже обработка фрагмента существующего произведения происходит в творческом ключе), а значит, условие оригинальности соблюдается.

Таким образом, использование реминисценций в создании произведений не может расцениваться не только как нарушение авторских и смежных прав, но, помимо прочего, не является признаком, по которому произведение могло бы быть отнесено к производным. То есть содержание реминисценций в продукте интеллектуальной деятельности не отменяет его статуса оригинального произведения с собственным копирайтом, которое в дальнейшем может быть использовано как исходное с согласия автора.

Статья на тему Реминисценция как способ обойти копирайт