Положение статьи 118 Конституции РФ, дублируемые статьей 1 Федерального закона «О судебной системе»,  о том, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

На основании этого можно сделать вывод, что конституционное выделение административного судопроизводства в качестве самостоятельной ветви правосудия обязывает законодателя сформировать в полном объеме процессуальное обеспечение деятельности суда по рассмотрению административных споров и создание специализированных административных судов.

В науке административного права никогда не было однозначного подхода к пониманию данного вопроса. Изучив мнения многих ученых, можно сделать вывод, что более предпочтительной является точка зрения  Ю.Н. Старилова, А.Ф. Ноздрачева о том, что административное судопроизводство  представляет собой ни что иное, как контроль за законностью деятельности публичной администрации.

Необходимость специализации судов по рассмотрению административных споров назрела достаточно давно. Обособление системы административных судов обосновывают сами практики существующей статистикой: из года в год возрастает количество рассматриваемых судами всех уровней административных споров. Но очевидно, что административные суды не смогут работать, применяя положения АПК РФ и ГПК РФ, поскольку данные законодательные акты ориентированы на рассмотрение дел судьями в рамках состязательного процесса. Административное судопроизводство же формально отступает от данного принципа для обеспечения равноправия сторон.

В то же время, несмотря на различия правовой природы гражданского и административного судопроизводства, суды общей юрисдикции, разрешая административные дела, вынуждены руководствоваться началами гражданского процесса. Вместе с тем изначально гражданский процесс изначально предназначен для обсуждения вопросов, где противоположные стороны находятся в отношениях координации, в равноправном положении, но отнюдь не имеют отношения к системе сдержек и противовесов в организационном разделении государственной власти.

Так или иначе, но 21 мая 2013 г. Госдума приняла в первом чтении проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – проект КАС РФ). В соответствии с ним предлагается закрепить в отдельном законе нормы, регулирующие правила рассмотрения судами общей юрисдикции дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Однако рассматривать административные дела по правилам, содержащимся в проекте КАС РФ, будут суды общей юрисдикции. В настоящее время большинство категорий дел, перечисленных в проекте КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают в соответствии с нормами, установленными Гражданским процессуальным кодексом.

Как мы видим, проект КАС РФ не учитывает тех правовых реалий, сложившихся к настоящему времени относительно административных судов, однако представляется целесообразным, что законодателю для принятия КАС РФ следует по максимуму учесть современные научные воззрения ученых – правоведов на этот институт.

Статьи на тему административное судопроизводство

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here