Одной из форм осуществления правосудия в нашей стране является административное судопроизводство, и для верной оценки данной категории необходимо более детально рассмотреть перспективы административного судопроизводства в России.

В настоящее время в России, административное судопроизводство осуществляют арбитражные суды (они рассматривают административные дела в рамках Арбитражного процессуального Кодекса), и суды общей юрисдикции (основываются на нормах Гражданского процессуального Кодекса). Административного процессуального Кодекса до сих пор нет. В связи с этим может возникнуть мнение, что как такового административного судопроизводства в нашей стране не существует.

Существует масса условий необходимых для эффективного административного судопроизводства, из которых можно выделить: судоустройство, особый процесс и специализация судей по рассмотрению (разрешению) административных дел.

Данные условия в той или иной мере реализованы на сегодняшний день. Но они реализованы недостаточно. Таким образом, для того, чтобы обеспечить действительную эффективность административного судопроизводства необходимо осуществить реформирование.

Наше государство имеет цель – выделение административной юстиции в отдельный институт судебной системы Российской Федерации, главным шагом в реализации которой будет принятие Кодекса административного судопроизводства.

Законопроект такого Кодекса (далее Проект) прошел уже первое чтение в Государственной Думе, которое состоялось 21 мая 2013 г. Текст проекта закрепляет нормы, регулирующих правила рассмотрения административных и иных публично-правовых дел судами общей юрисдикции, в отдельном правовом акте.

Для отправления административного правосудия создание специальной группы судов не требуется. Осуществлять административное судопроизводство будут суды общей юрисдикции.

Многие нормы «Проекта» аналогичны нормам Гражданского процессуального кодекса РФ. В это же время некоторые нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ вошли в законопроект. Помимо заимствованных норм законопроект содержит и абсолютно новые положения.

Систематизация положений, которая предложена в законопроекте, не только упорядочивает нормы, связанные с административным производством, но и, в случае принятия Кодекса, дает реальную почву для развития важнейших условий эффективного административного судопроизводства.

Так, судьи, специализирующиеся на рассмотрении административных дел, будут осуществлять свою деятельность в рамках судов общей юрисдикции. Данный аспект позволяет говорить об особом судоустройстве и специализации судей. Это будет гарантировать их компетентность в отправлении правосудия. Сам процесс рассмотрения будет происходить по особым правилам, установленным в Кодексе административного судопроизводства. Данный Кодекс систематизирует нормы, в соответствии с их юрисдикционной направленностью, что дает гарантию ограничения от многих проблем в осуществлении правоприменительной практики.

Это все в конечном итоге позволит выделить административную юстицию в отдельный институт судебной системы РФ и обеспечить её эффективность.

Принятие Кодекса об административном судопроизводстве будет способствовать созданию судебной власти, реально контролирующей процесс государственного управления и участвующих в нем субъектов права.

Статья на тему Перспективы административного судопроизводства в России

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here