Общие начала прокурорского надзора за законностью и исполнением решений в России появляются при Петре I, но только по судебной реформе 1864 г. в России учреждается почти современная система прокуратуры: “Прокурорский надзор вверяется обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора”.
Согласно Федеральному закону Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Она осуществляет надзор за:
- исполнением законов федеральными министерствами,
- службами и иными федеральными органами исполнительной власти,
- представительными (законодательными)
- исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
- органами местного самоуправления
Государственная служба прокурорских работников является федеральной государственной службой, а именно службой правоохранительной. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими.
Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. На прокурорских работников полностью распространяются ограничения, установленные федеральным законодательством.
Например, Федеральным законом “О противодействии коррупции”. Прокурорам дополнительно предоставляются полномочия, связанные с выполнением их служебных обязанностей. Так, прокуроры имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия.
Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.
Особенностями по сравнению, например, с гражданской службой, характеризуются некоторые элементы прохождения службы прокурорскими работниками. Так, особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры заключаются в том, что они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию не только за нарушения по службе, но и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Вместе с тем, необходимо принятие Федерального закона о правоохранительной службе, который бы установил в целом особенности данного вида государственной службы.
Таким образом, прокурорская служба – это особый вид государственной службы, четко регламентируемый соответствующими законами и иными нормативно-правовыми актами. Эти акты устанавливают довольно высокие и жесткие требования к лицам, претендующим на пост прокурора либо иного сотрудника прокуратуры, равно как и к лицам, уже занимающим этот пост.