Российская Федерация – одна из немногих стран, где сохраняется принудительный порядок набора граждан призывного возраста на военную службу, регламентированный нормативно-правовыми актами различной юридической силы. В связи с этим единственной правовой мерой предупреждения деяния в ч. 1 ст. 328 УК РФ (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) в условиях мирного времени является наличие уголовной ответственности. В настоящее время уголовно-правовая борьба с данным деянием становится малоэффективной, по причине высокой его распространенности.

По статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2006 г. официально зарегистрировано 1477 лиц, осужденных по ч. 1 ст. 328 УК РФ, в 2007 г. – 1030, в 2008 г. – 1008, в 2009 г. – 875, в 2010 г. – 1060, в 2011 г. – 1210, в 2012 – 904. По данным Генерального штаба Министерства обороны РФ, ежегодно около 200 тыс. российских граждан призывного возраста уклоняется от исполнения своего конституционного долга. Поэтому многие ученые сходятся во мнении, что если деяние, запрещенное уголовным законом, реализуется значительной частью населения, то необходима вынужденная его декриминализация.

Изучение следственной практики районных судов в 65 субъектах РФ по ч. 1 ст. 328 УК РФ за период с 2006 г. по 2012 г. показало, что среди всех альтернативных видов наказаний, предусмотренных санкцией, суды в основном назначают наказание в виде штрафа – 64,3%. Это также говорит о том, что в переходный период степень общественной опасности указанного деяния является несущественной, т.е. непреступной.

По словам М. Ф. Гацко, «введение откупа от военной службы по призыву неприемлемо, поскольку армия испытывает явный дефицит в призывных ресурсах». Однако указанный тезис, не соответствует действительности. Государственная политика по отношению к Вооруженным Силам РФ сводится к усилению роли профессиональной армии и снижению призыва в Вооружённые Силы РФ. Планом реформирования Вооруженных Сил РФ предусмотрено, что к концу 2017 года в российской армии будут служить 425 тысяч контрактников. Поэтому о дефиците призывных ресурсов вообще не приходится говорить.

Необходимо применять более целесообразные методы противодействия указанному деянию. Такими методами могут выступить штрафные санкции в административно-правовом порядке. Возможность официального откупа от призыва на военную службу, но только в условиях мирного времени.

Так как, административная ответственность, в отличие от уголовной, не предусматривает судимости, которая по существу означает официальное удостоверение факта осуждения лица за определенное преступление. И сопряжена с некоторыми элементами ограничения общесоциальных прав этого лица (трудовых, семейных и т.д.).

Статья на тему Ответственность за откуп от призыва на военную службу

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here