Криминогенную ситуацию в самопровозглашенной Донецкой Народной Республике в значительной степени определяют непрекращающиеся обстрелы жилых кварталов. Так, отмечены случаи, когда такие обстрелы становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. При расследовании подобных ДТП возникает необходимость в проведении транспортно-трасологических исследований сложившейся дорожной ситуации.

Однако, методики транспортно-трасологических исследований обстановки ДТП, связанной с огнестрельными повреждениями транспортерных средств, до настоящего времени не разработаны. Встречаются лишь отдельные научные публикации по данной проблеме (Моисеев А.М., Панько Н.А., Стройкова О.М., Шумаев Д.Г. и др.). Вместе с тем, эксперты Республиканского центра судебных экспертиз МЮ ДНР испытывают затруднения в связи с необходимостью исследования подобных ситуаций.

Криминальные угрозы в Донецкой Народной Республике связаны с обстрелами жилых кварталов и другими проявлениями военных действий. Однако, в непризнанном с точки зрения международного права государстве затруднен доступ к правосудию. Поэтому крайне актуален поиск новых путей формирования экспертных методик, с учетом особых условий проведения расследования. Задания судебной экспертизы распределяют идентификационные, диагностические и ситуалогические. Они взаимодополняют одно другое, находятся в неразрывном смысловом единстве. Однако, по нашему мнению, в сложившихся условиях ситуалогическим исследованиям следует отдавать приоритет, поскольку ситуация является обобщающей категорией, относительно механизма ДТП. Действительно, например, при повреждениях движущегося транспортирного средства, возникших вследствие боевых действий, установлению подлежит не только механизм ДТП, но и обстоятельства обстрела.

Особые условия расследования преступлений ученые связывают как с международной непритзнанностью новых государств, так и состоянием вооруженного конфликта. Можно поддержать мнение ученых, что в особых условиях расследования обязательным становится присутствие следователя при производстве экспертизы.

В качестве примера рассмотрим ситуалогическое исследование обстоятельств обстрела рейсового автобуса, совершавшего движение по маршруту из удаленного населенного пункта ДНР. В период события, к осмотру места происшествия не удалость привлечь транспортного трасолога, а также других специалистов, способных осуществить геодезическую фиксацию направления выстрела. Вместе с тем, путем криминалистической фотосъемки, произведенных с применением летательного аппарата квадрокоптера, удалось запечатлеть расположение автобуса относительно ориентиров на местности. В последующем, на гаражной стоянке поврежденного автобуса была произведена детальная фиксация криминалистическими средствами пулевого повреждения кузова данного транспортного средства. В результате, было установлено расположение сквозного повреждения, сектор возможных траекторий пули, относительно продольной оси кузова. А уже затем, путем совместного специального исследования всех источников информации, в том числе и поступивших объяснений очевидцев, следователем осуществлена реконструкция образования пробоины на кузове автобуса, относительно его расположения на местности.

При этом, заключение ситуалогической экспертизы содержало выводы о механизме ДТП, начиная с момента причинения пулевого повреждения кузову автобуса. Таким образом, расширение круга задач транспортной трасологии оказалось оправданным, поскольку позволило установить обстоятельства, выходящие за ее предмет. В данном случае, проблема отсутствия возможности геодезического визирования непосредственно на месте события была решена путем использования средств транспортной трасологии.

Выводы. Показана необходимость применения методик ситуалогической транспортно-трасологической экспертизы для исследований ДТП, вызванных обстрелами. Подтверждена целесообразность проведение транспортно-трасологической экспертизы в присутствии следователя. В особых условиях вооруженного конфликта одной из задач ситуалогического исследования становится определение траектории поражающего элемента, нанесшего повреждение ТС, относительно географических координат местности. Обосновано применение геодезических методов в комплексе проводимых исследований обстоятельств ДТП.