Мархгейм Марина Васильевна,
заведующая кафедрой конституционного и международного права
Юридический институт НИУ «БелГУ», доктор юридических наук, профессор
(Россия)

 Конституционные принципы сохраняют свою значимость в качестве объекта юридических исследований, выступая основополагающим началом, аксиологическим и легальным мерилом, критерием оценки деятельности (функционирования) публичных органов и в других ипостасях. В конституционно-правовой науке конституционные принципы разрабатываются в сущностном, содержательном, видовом, субъектном, статусном, институциональном, ином преломлении. При этом смысловые нагрузки и ценностные грани конституционных принципов представляются нам практически неисчерпаемыми. В числе таких смыслов и граней – интегральность конституционных принципов, щедро распространяющая свой потенциал на современное общество и государство. Отметим, что одни из них получили прямую конституционную формализацию, другие – обрели статус принципа через толкование Конституционным Судом России, третьи доктринально возведены в такой ранг.

Обратим внимание на ту группу интегральных конституционных принципов, которые прямо или интерпретировано связаны с текстом Конституции России. Так, они получили прямую конституционную формализацию в:

«конституционной увертюре», где сделан акцент на «общепризнанных принципах равноправия и самоопределения народов»;

  • Главе 1 «Основы конституционного строя», где указано, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15);
  • Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», где подчеркнуто, что в Российской Федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17), а также гарантируются государством «права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права …» (ст. 69);
  • Главе 3 «Федеративное устройство», где к совместному ведению России    и    ее    субъектов    отнесено    установление   общих   принципов «налогообложения и сборов в Российской Федерации» (п. «и» ч. 1 ст. 72), «организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» (п. «н» ч. 1 ст. 72); определено, что «общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75), система органов государственной власти российских субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии

«… общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом» (ч. 1 ст. 77).

Обратим внимание на то, что в конституционном тексте термин

«принцип» характеризуется как «общепризнанный» и «общий». При этом в первом случае это касается социальных субъектов (народы, человек, гражданин) и связывается с международным уровнем правового регулирования, во втором – публичных объектов (налогообложение, сборы, система органов государственной власти субъектов Федерации, их представительных и исполнительных органов).

Интегральный смысл указанных принципов проявляется по-разному. Применительно к социальным субъектам можно говорить об интеграции международного и национального (конституционного) правового регулирования, применительно к публичным объектам – об интеграции федерального и регионального правового регулирования.

Помимо прямо названных принципов, в Конституции России содержаться положения, которые по «основополаганию» (отнесены к основам конституционного строя) и признанности являются конституционными принципами. В их числе известные принципы ценностного приоритета человека, его

  • прав и свобод (ст. 2)
  • народовластия (ст. 3)
  • суверенитета (ч. 1 ст. 4)
  • федерализма (ч. 3 ст. 5)
  • гражданства (ст. 6)
  • разделения властей (точнее – разделения единой государственной власти на функциональные ветви) (ст. 10)
  • самостоятельности органов государственной власти (ст. 10)
  • организационной обособленности местного самоуправления (ст. 12)
  • плюрализма (экономического) (ч. 2 ст. 8)
  • идеологического (ч. 1-2 ст. 13)
  • политического (ч. 3 ст.13)
  • светскости государства (ст. 14)

Такие принципы-основы, с одной стороны, играют объединяющую роль по отношению к самой российской Конституции, с другой, – конкретизируются в иных соответствующих конституционных статьях с учетом опять же принципа-императива, что положениям первой главы Конституции не могут противоречить никакие другие ее положения, а изменить этот императив можно только путем пересмотра Конституции (ст. 16, ст. 135).

Интегральное содержание принципов-основ «приращивается» в контексте иных глав Конституции России. Наиболее щепетильно это осуществлено в связи с правами и свободами человека и гражданина, поскольку именно им отдано аксиологическое предпочтение. При этом данные принципы адресуются не только государству, его органам, должностным лицам, иным публичны субъектам, но и социальным субъектам – человеку и гражданину. Так, вторая конституционная глава закрепила такие интегральные принципы, как

  • недопустимость нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих (ч. 3 ст. 17) (адресован каждому социальному субъекту),
  • непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина (адресован публичным субъектам) (ст. 18),
  • формально-юридическое равенство (ч. 1 ст. 19),
  • недопустимость дискриминации по любым основаниям (адресован и социальным, и публичным субъектам) (ч. 2 ст. 19),
  • равенства прав и свобод мужчин и женщин (адресован и социальным, и публичным субъектам) (ч. 3 ст. 19),
  • защищаемости прав и свобод человека (адресован и социальным, и публичным субъектам) (ст. 45, 46),
  • гарантированности прав и свобод человека (адресован публичным субъектам) (ч. 1 ст. 45),
  • единства прав и обязанностей личности (адресован каждому социальному субъекту) (ст. 60).

Указанные интегральные конституционные принципы, с одной стороны, представляют собой систему координат, в которой взаимодействуют социальная и публичная системы современной России, а с другой, – поддерживают каркас российского государства, способствующий сохранению идентификационных черт нашей страны и в условиях формирования нового миропорядка, и в обстоятельствах санкционных испытаний, и в обстановке крушения некогда «общепризнанных» принципов, правил и политической вежливости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here