Сайдумов Джамбулат Хамидович
заведующий кафедрой гражданского права и процесса
Чеченский государственный университет
доктор юридических наук, доцент (Россия)
Силы международного терроризма в Чеченской Республике начиная с 1998 г. были представлены представителями свыше 50 государств. Сосредоточенный в Чечне международный терроризм был направлен в первую очередь против самих чеченцев. Происходил процесс деформации человеческих ценностей, попытка искоренить национальную основу «чеченскость», которой свойственна совокупность таких качеств, как уважение к старшим, милосердие, благородство, сострадание. Во главе сил международного терроризма стояли представители Ближневосточных государств, Средней Азии, которые воспринимали чеченский народ как «пушечное мясо», а саму республику не иначе как полигон и плацдарм для расширения зоны влияния. Начавшийся активный процесс стирания чеченской национальной идентичности, где личность защищена национальными адатами, совокупностью прав и обязанностей чеченца, привел к эффекту пружины, достигнув конечной точки, она вернулась в свое исходное положение. Именно национальная идентичность чеченцев станет решающим контраргументом в борьбе сил добра с силами международного терроризма.
Периоды КТО в Чечне
Как нам видится, следует разграничивать события, разворачивавшиеся в Чеченской Республике в период 1994-1996 гг. и события 1999-2009 гг. по существенным содержательным признакам. Если первый период явился продолжением гражданской войны зачатки, которой обозначились после расстрела Белого дома (1993 г) и продолжились в 1994 -1995 гг. в Чеченской Республике, когда под понятием наведение конституционного порядка, ельцинизм, развернул на территории собственной страны со своим народом гражданскую войну. Как справедливо отмечала в своих выводах в 1995 г., комиссия С. Говорухина – основная ответственность за кризисную ситуацию, сложившуюся в Чечне, лежит на президенте Ельцине. Режим Д. Дудаева был порождением Б. Ельцина. В 1994-1996 гг. в Чечне столкнулись властно-олигархические круги этих двух режимов, а пострадали народы, которые за 70 летнюю историю единого Советского государства считали себя единым целым, это была по сути катастрофа конца ХХ столетия.
Последствия этого процесса известны тысячи погибших и искалеченных судеб, разрушение Грозного в 1995 г. Все это было на руку заинтересованным силам в развертывании на территории страны нетленного горячего очага. Наведение конституционного порядка в 1995 г, которое могло и должно было пройти адресно, посредством нейтрализации конкретных личностей, обернулось массовой трагедией для простых россиян: русских, чеченцев и многих других национальностей, вынужденно поставленных в ситуацию противоборства. Тем самым были в последующем сформированы – столь нужные «благодатные» условия для международного терроризма, ставившего своей целью расшатывания страны в целях повторения печальной участи по опыту другой великой и единой сраны – Советского союза. Убеждены, что эти все события тесно связаны между собой. В 1996 г чеченский народ обессиленный, но сохранивший достоинство в гражданской войне (1994-1996 гг.) войне, в которой не может быть победителей и проигравших сумел ценой невосполнимых потерь: гибели мирных граждан, утраты материальной культуры (библиотек, музеев, архивов) не дать себе исчезнуть как самобытный этнос.
Однако, то, что не удалось сделать олигархическим кругам, узурпировавшим власть в стране 1994-1996 гг., нашло успешное продолжение в действиях внедренных в республику сил международного терроризма в 1998-1999 гг. Обозначившими обессиленный регион, как зону стратегических кровавых интересов. Чеченский народ оказался заложником этого крупнейшего геополитического сценария, разработанного западными спецслужбами и реализуемого через извечных исполнителей – ближневосточных агентов рядящихся внешне под религиозные знамена и лозунги, но внутренне всецело ориентированных на своих западных покровителей. К глубокому сожалению фактическое безвластие в России периода 1991-1998 гг., выраженное в дифференцированном отношении к своему народу (под которым мы подразумеваем весь многонациональный народ Российской Федерации) привело к устойчивому восприятию Чечни как злокачественного нароста на теле страны. Должно ли это было быть так?
Как объективно показывает настоящая действительность – не должно. Кроме того, хотелось бы напомнить о материалах парламентской комиссии Говорухина (исследовавшей причины той трагедии). Так, по мнению генерала В. Варенникова не могут быть в военной доктрине предусмотрены военные действия против собственного народа, он считал это просто аморальным. Детальное исследование причин и последствий заявленной темы мы осуществили в комплексной работе, в рамках настоящей конференции предлагаем тезисные выводы из ее содержания, а также приводим систематизацию и перечисление основных нормативно-правовых актов, что позволит более детально развить в будущем настоящую тему как нами, так и другими исследователями.
После окончания первой чеченской кампании (1996 г.) режим, утвердившийся в Чечне, похоронил своими негативными действиями идею независимого государства. Идеи радикального ближневосточного религиозного течения взяли фактически вверх над многовековыми принципами ислама, исповедовавшегося чеченцами, даже в самые трудные годы атеистической пропаганды сохранявших и чтивших религиозные принципы тарикатов, практически были сломлены их национально-этнические принципы «чеченскости», где слово старших имело силу официального закона. Единственным человеком, бросившим вызов этому беспределу, стал А.А. Кадыров. К 1999 г. ситуация в Чечне была полностью неконтролируема ни светскими властями, ни федеральным центром, что требовало изменений. Официальным началом контртеррористической операции в Чеченской Республике считается 23 сентября 1999 г., когда президентом РФ Б. Ельциным был подписан указ о создании объединенной группировки войск и сил (ОГВ) на Северном Кавказе и подготовке контртеррористической операции на территории республики. 16 апреля 2009 г. контртеррористическая операция официально закончилась. В дневном подсчете она длилась 3493 дня. Количество федеральных сил в начале операции составляло 93 тыс. человек. По статистике Минобороны, с 1999 г. по сентябрь 2008 г. при исполнении служебных обязанностей в республике погибли 3684 военнослужащих. По данным главного управления кадров МВД, потери внутренних войск в августе 1999 – августе 2003 г. составили 1055 человек. Потери МВД Чечни, по данным на 2006 г., оценивались в 835 человек убитыми. Также сообщалось, что в 1999-2002 гг. в Чечне погибли 202 сотрудника ФСБ.
Из этого следует, что потери федеральных силовых ведомств, имеющиеся в открытом доступе, оцениваются не менее 6 тыс. человек. Очень трудно судить о точном количестве погибших мирных граждан, равно как и общем числе уничтоженных членов НВФ, нередкими были случаи, когда мирные жители для боевых показателей записывались как члены НВФ. Более точная картина по числу уничтоженных террористов наблюдается при выполнении специальных операций чеченскими подразделениями, действовавшими точечно и с максимальной безопасностью для мирного населения. Тем не менее, если опираться на открытые источники, то в 1999-2002 гг., по данным штаба ОГВ, уничтожено 15,5 тыс. боевиков. За последующий период, с 2002 по 2009 г., силовики отчитались о ликвидации еще около 2100, основная часть в 2002 (600) и 2003 гг. (700). Жертвы среди мирного населения правозащитниками в 2004 г. оценивались в 10-20 тыс. человек, не считая 5 тыс. пропавших без вести.
Контртеррористическая операция по своему пространственному размаху оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией. Зона активных действий охватывала всю территорию республики – до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Эти показатели сопоставимы с общевойсковой операцией. Численный состав Объединенной оперативной группировки войск (ОГВ) состоял из соединений, частей и подразделений от всех силовых структур, а также самолетов, вертолетов, бронетехники (танки, БМП и БТРы), артиллерии (включая РСЗО), частей обеспечения – разведывательные, РЭБ, связи, инженерные, технические, тыловые.
Необходима была правовая основа не только для стабилизации в Чеченской Республике, но и для дальнейшего эффективного управления ею.
Сформировалась ситуация, когда была четко выраженная необходимость в Конституции республики. В этой связи стала необходимой задача по выработке механизма, допускавшего без отступления от существующих конституционных норм создание площадки для проведения выборов и принятия Конституции Чеченской Республики. В целях проведения референдума по одобрению Конституции Чеченской Республики необходим был закон, санкционирующий его проведение, т.е. речь шла о создании правовых столпов дальнейших конституционных процессов. Последовательно это проявилось в следующем: 12 декабря 2002 г. был издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, законам Чеченской Республики “О выборах в Парламент Чеченской Республики“». 23 марта 2003 г. чеченский народ проголосовал за Конституцию и предложенные законы. Чеченская Республика была признана равноправным субъектом Российской Федерации.
5 октября 2003 г. на выборах Президента Чеченской Республики победу одержал Ахмат-Хаджи Кадыров. По официальным данным, за него проголосовали более 80 % избирателей, принявших участие в выборах. За ходом выборов наблюдали представители Лиги арабских государств, организации «Исламская конференция», стран СНГ и Хельсинской группы. После принятия Конституции Чеченской Республики и выборов Президента Чеченской Республики в развитии национальной государственности чеченского народа новейшего времени наступил качественно новый этап. Республика ценой огромных жертв – и человеческих, и материальных – была легитимным путем инкорпорирована в правовое поле Российской Федерации. В мае 2007 г. Р. Кадыров возглавил антитеррористическую комиссию республики. Был подписан указ о мерах противодействия терроризму на территории Чеченской Республики. Согласно данным комиссии, с момента её образования (апрель 2007) спецподразделениями МВД по Чечне и УФСБ по Чеченской Республике были нейтрализованы 12 полевых командиров и 60 боевиков, задержаны 444 участника незаконных вооружённых формирований и их пособники, ликвидировано 283 базы, 452 тайника с оружием и боеприпасами.
В целом нормативно-правовой базой антитеррористической комиссии в Чеченской республике являются: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Указ Президента Чеченской Республики от 28 апреля 2007 г. № 170 «О мерах по противодействию терроризму на территории Чеченской Республики»; Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 г. № 397 «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих рабочих группах Антитеррористической комиссии Чеченской Республики, Типового положения, Типового регламента и Типового состава антитеррористической комиссии муниципального образования Чеченской Республики»; Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 г. № 398 «Об утверждении рабочих групп Антитеррористической комиссии Чеченской Республики»; Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г.
№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.). На территории республики была развёрнута деятельность 26 рабочих органов АТК ЧР: 17 антитеррористических комиссий муниципальных образований (городов и районов), 9 постоянно действующих рабочих групп, возглавляемых главами муниципальных образований и отраслевыми министрами Правительства Чеченской Республики. Основной задачей этих комиссий является реализация на местах принятых решений республиканской комиссией, а также отдельных указаний НАК и АТК в области противодействия терроризму1. Считаем необходимым перечислить в хронологической последовательности нормативно-правовые акты федерального значения, распространявшиеся во времени и пространстве с 1999 по 2009 гг. на режим контртеррористической операции в Чеченской Республике:
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
- Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
- Указ Президента РФ от 13 сентября 2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»;
- Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960
«Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации». 16 апреля 2009 г. руководством НАК по поручению Президента РФ Д.А. Медведева на территории Чеченской Республики режим контртеррористической операции, охвативший 10 летней временной период был отменен. В завершении считаем необходимым отметить, политическое урегулирование ситуации, в Чеченской Республике, осуществленное национальным лидером В.В. Путиным в период с 2001 по 2003 гг. является главным фактором положительного решения сложнейшей ситуации, в которой находились и федеральный центр, и республика, сегодня Чеченская республика является действенным оплотом российской государственности.