Тенденцией современной дидактики стало использование в образовательном процессе педагогической инноватики. Отнюдь не каждое образовательное учреждение активно внедряет и использует многообразие, предлагаемое педагогической инноватикой ввиду различных причин. Разрешением возникающего противоречия между традиционными методами обучения и инновационными процессами в современной школе может стать использование отдельных возможностей игрового моделирования в образовательном процессе.
Проанализировав работы исследователей, мы выяснили, что моделирование в контексте педагогической инноватики рассматривается как универсальная гносеологическая процедура, предлагающая построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач.
А. Н. Дахин считает идентичными понятия «педагогическая модель» и «образовательная модель». Исследователь под образовательной моделью понимает некую систему элементов, которая включает в себя цели и содержание образования, а также проектирование педагогической технологии.
Вопросами педагогического моделирования также занимались такие отечественные и зарубежные исследователи.
Реализацию игрового моделирования, как и многие другие процессы по обновлению сложившейся образовательной модели, следует рассматривать сложносоставной частью педагогической инноватики. Это означает, что устаревание традиционных методов обучения и отсутствие возможности полного обновления педагогического процесса в контексте педагогической инноватики, приводят к необходимости поиска решения следующих задач:
- определить важность игрового моделирования в образовательном процессе;
- обосновать необходимость введения элементов игрового моделирования в образовательный процесс.
Решая первую задачу, мы обратились к работам А. П. Панфиловой , которая считает, что игра в образовательном процессе становится именно средством моделирования, когда предлагаемая педагогом игровая ситуация, становится условной, развиваясь по логике возможного.
М. В. Фоминых рассматривает игровое моделирование как построение педагогических моделей с целью применения их в образовательном процессе; а также использование моделей в игровой ситуации для определения поведения игроков и характеристик реальных систем и явлений в процессе игры.
В процессе построения педагогических моделей, возникает необходимость определения правил, по которым возможно реализовать игровое моделирование. Американский ученый W. Littlewood определил следующие правила и особенности игрового моделирования: создание ситуации, которая может возникнуть в реальной жизни; адаптация к определенной ситуации (играть самого себя или принять роль); подстройка поведения игроков в предполагаемых условиях протекания ситуации в реальной жизни.
Анализ специализированной литературы показал, что преимуществами применения игрового моделирования в образовательном процессе являются:
- изменения в поведении учащихся как результат приобретения нового практического опыта;
- смоделированные игры относятся к классу интерактивных, развивающих коммуникационные способности учащихся; а также стимулируют активность учащихся на уроке и принятие стратегических решений;
- «обратная связь» между субъектами образовательного процесса (учителем и учащимися), обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, а также коррекцию образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и планируемыми результатами обучения;
- прямое взаимодействие учащихся с различными профессиональными областями, представленными в профессиональной имитационной модели;
- познавательная, социальная, физическая активность учащихся в процессе моделируемого игрового взаимодействия;
- порождение осмысленности учения, создание ситуации приближения учащихся к реальной необходимости порождения потребностей, переход учащихся к саморегуляции в учебном процессе;
- совокупность обучающего и развивающего эффектов.
Мы считаем возможным и целесообразным введение в образовательный процесс элементов дидактических игр, основанных на моделировании. В связи с этим возникает потребность решения второй задачи проведенного исследования.
На изображена упрощенная модель составляющих моделирования как процесса в педагогической науке, представленная в виде диаграммы. Одна из частей (секторов) моделирования – это игровое моделирование, которое также разделено на части; одна из частей которого, и есть элемент игрового моделирования.
Элемент игрового моделирования понимается нами как отдельный игровой прием, метод или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе.
Наше обоснование использования именно элементов игрового моделирования в образовательном процессе отображены в следующих положениях:
- Постепенность, которая объясняется необходимостью снижения психоэмоциональных перегрузок учащихся в процессе обучения, а также приспособление педагогов к изменяющимся условиям;
- Индивидуализация. Игровое моделирование позволяет создать такой элемент: прием, способ, метод и т.п., который будет полезен и эффективен для конкретного класса, где игровой процесс протекает по своим законам.
- Экстраполирование (распространения выводов) будет полезно для обобщения опыта введения инновационных элементов в образовательный процесс. Корректировка расширяет области создания и применения дидактических игр с помощью моделирования.
Благодаря инновационному подходу к обучению, неограниченности возможностей его использования, современный образовательный процесс становится подвижной открытой средой для обучения и воспитания; становится корректируемым и дополняемым, модульным. Введение элементов игрового моделирования значительно обогатит процесс обучения, позволит расширить консервативные рамки традиционного обучения с помощью использования нестандартных моделируемых элементов, сохраняя целостность и фундаментальность образовательного процесса.