Тенденцией    современной    дидактики    стало    использование    в образовательном процессе педагогической инноватики. Отнюдь не каждое образовательное учреждение активно внедряет и использует многообразие, предлагаемое педагогической инноватикой ввиду различных причин. Разрешением    возникающего     противоречия     между     традиционными методами обучения и инновационными процессами в современной школе может    стать      использование      отдельных      возможностей    игрового моделирования в образовательном процессе.

Проанализировав работы исследователей, мы выяснили, что моделирование в контексте педагогической инноватики рассматривается как универсальная гносеологическая процедура, предлагающая построение абстрактных моделей в педагогической науке для решения теоретических и эмпирических задач.

А. Н. Дахин  считает идентичными понятия «педагогическая модель» и                  «образовательная           модель».     Исследователь             под образовательной моделью понимает некую систему элементов, которая включает в себя цели и содержание образования, а также проектирование педагогической технологии.

Вопросами педагогического моделирования также занимались такие отечественные и зарубежные исследователи.

Реализацию игрового моделирования, как и многие другие процессы по         обновлению    сложившейся    образовательной    модели,    следует рассматривать сложносоставной частью педагогической инноватики. Это означает, что устаревание традиционных методов обучения и отсутствие возможности полного обновления педагогического процесса в контексте педагогической инноватики, приводят к необходимости поиска решения следующих задач:

  • определить       важность       игрового      моделирования       в образовательном процессе;
  • обосновать необходимость введения элементов игрового моделирования в образовательный процесс.

Решая первую задачу, мы обратились к работам А. П. Панфиловой , которая считает, что игра в образовательном процессе становится именно средством моделирования, когда предлагаемая педагогом игровая ситуация, становится условной, развиваясь по логике возможного.

М. В. Фоминых  рассматривает игровое моделирование как построение                      педагогических   моделей    с    целью    применения    их    в образовательном процессе; а также использование моделей в игровой ситуации для определения поведения игроков и характеристик реальных систем и явлений в процессе игры.

В    процессе    построения    педагогических    моделей,    возникает необходимость определения правил, по которым возможно реализовать игровое     моделирование.        Американский                 ученый     W. Littlewood    определил следующие правила и особенности игрового моделирования: создание ситуации, которая может возникнуть в реальной жизни; адаптация к определенной ситуации (играть самого себя или принять роль); подстройка поведения игроков в предполагаемых условиях протекания ситуации в реальной жизни.

Анализ специализированной литературы показал, что преимуществами применения игрового моделирования в образовательном процессе являются:

  •  изменения в поведении учащихся как результат приобретения нового практического опыта;
  • смоделированные игры относятся к классу интерактивных, развивающих   коммуникационные    способности    учащихся;    а    также стимулируют активность учащихся на уроке и принятие стратегических решений;
  • «обратная    связь»    между    субъектами    образовательного процесса (учителем и учащимися), обеспечивающая благоприятную психологическую атмосферу, а также коррекцию образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и планируемыми результатами обучения;
  • прямое       взаимодействие       учащихся       с       различными профессиональными областями, представленными в профессиональной имитационной модели;
  •  познавательная, социальная, физическая активность учащихся в процессе моделируемого игрового взаимодействия;
  •  порождение    осмысленности    учения,    создание    ситуации приближения    учащихся      к     реальной      необходимости    порождения потребностей, переход учащихся к саморегуляции в учебном процессе;
  • совокупность обучающего и развивающего эффектов.

Мы     считаем     возможным     и     целесообразным     введение     в образовательный процесс элементов дидактических игр, основанных на моделировании. В связи с этим возникает потребность решения второй задачи проведенного исследования.

На изображена     упрощенная     модель     составляющих моделирования как процесса в педагогической науке, представленная в виде диаграммы. Одна из частей (секторов) моделирования – это игровое моделирование, которое также разделено на части; одна из частей которого, и есть элемент игрового моделирования.

Элемент игрового моделирования понимается нами как отдельный игровой прием, метод или частичное использование дидактической игры в образовательном процессе.

Наше обоснование использования именно элементов игрового моделирования в образовательном процессе отображены в следующих положениях:

  • Постепенность, которая объясняется необходимостью снижения психоэмоциональных перегрузок учащихся в процессе обучения, а также приспособление педагогов к изменяющимся условиям;
  • Индивидуализация. Игровое моделирование позволяет создать такой элемент: прием, способ, метод и т.п., который будет полезен и эффективен для конкретного класса, где игровой процесс протекает по своим законам.
  • Экстраполирование (распространения выводов) будет полезно для обобщения опыта введения инновационных элементов в образовательный процесс. Корректировка расширяет области создания и применения дидактических игр с помощью моделирования.

Благодаря инновационному подходу к обучению, неограниченности возможностей его использования, современный образовательный процесс становится подвижной открытой средой для обучения и воспитания; становится корректируемым и дополняемым, модульным. Введение элементов                    игрового   моделирования   значительно   обогатит   процесс обучения, позволит расширить консервативные рамки традиционного обучения с помощью использования нестандартных моделируемых элементов, сохраняя целостность и фундаментальность образовательного процесса.

Статья на тему игровое моделирование

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here