Под педагогической технологией понимается процедура, механизм, совокупность последовательных упорядоченных действий в педагогической практике с учетом уровня развития, как самой науки, так и производительных сил.

Педагогические технологии – это целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся в процессе достижения поставленных целей.

Центральным понятием учебного процесса является деятельностная составляющая, т.е. детальная проработка последовательности совместной деятельности учителя и учащихся в определенной системе обучения либо самостоятельной познавательной деятельности ученика. Следовательно, говоря о педагогических технологиях, мы в большей мере имеем в виду способы достижения образовательных целей в совместной деятельности учителя и учащихся. Другими словами, педагогические технологии в современном понимании – это, скорее, детально (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения [Современные технологии, 2007, С. 56].

Как видовое отличие все существующие педагогические технологии можно разбить на три большие группы:

  1. Технологии обучения, образования, самообразования.
  2. Воспитательные технологии или технологии, используемые в воспитательном процессе.
  3. Технологии, работающие на развитие личности, личностноориентированные технологии, развивающие технологии.

Многообразие педагогических технологий – одна из черт процесса обучения, в которой находятся современные педагоги. Поэтому, до того, как реализовать технологию, педагогу надлежит хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение согласно ее основному замыслу.

Основные причины появления современных технологий:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • необходимость замены вербального способа передачи знаний на системно – деятельностный подход;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
  • низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести эксперимент, диагностировать изменения.

Вот некоторые широко распространенные технологии обучения: проблемное обучение, модульная технология, проектная, игровая, технология дифференцированного обучения, технология формирования учебной деятельности школьников, ЛОС и технология коммуникативно-диалоговой деятельности.

Статья на тему современные педагогические технологии