Под педагогической технологией понимается процедура, механизм, совокупность последовательных упорядоченных действий в педагогической практике с учетом уровня развития, как самой науки, так и производительных сил.
Педагогические технологии – это целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся в процессе достижения поставленных целей.
Центральным понятием учебного процесса является деятельностная составляющая, т.е. детальная проработка последовательности совместной деятельности учителя и учащихся в определенной системе обучения либо самостоятельной познавательной деятельности ученика. Следовательно, говоря о педагогических технологиях, мы в большей мере имеем в виду способы достижения образовательных целей в совместной деятельности учителя и учащихся. Другими словами, педагогические технологии в современном понимании – это, скорее, детально (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения [Современные технологии, 2007, С. 56].
Как видовое отличие все существующие педагогические технологии можно разбить на три большие группы:
- Технологии обучения, образования, самообразования.
- Воспитательные технологии или технологии, используемые в воспитательном процессе.
- Технологии, работающие на развитие личности, личностноориентированные технологии, развивающие технологии.
Многообразие педагогических технологий – одна из черт процесса обучения, в которой находятся современные педагоги. Поэтому, до того, как реализовать технологию, педагогу надлежит хорошо усвоить ее цели, содержание и обеспечить организацию и проведение согласно ее основному замыслу.
Основные причины появления современных технологий:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- необходимость замены вербального способа передачи знаний на системно – деятельностный подход;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- низкая инновационная квалификация педагога, а именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести эксперимент, диагностировать изменения.
Вот некоторые широко распространенные технологии обучения: проблемное обучение, модульная технология, проектная, игровая, технология дифференцированного обучения, технология формирования учебной деятельности школьников, ЛОС и технология коммуникативно-диалоговой деятельности.