Особенность трансформирующийся экономики России – высокий уровень риска, сопряженный с неопределенностью условий и результатов, практически всех видов экономической деятельности.

Любая экономическая деятельность является сложным компромиссом в достижении двух противоречивых целей – эффективности и надежности. В российских условиях компромисс пока достигнут явно в ущерб надежности. В результате, большая часть экономических субъектов и ресурсов вынуждено вовлечены в высоко рисковые операции.

Современная внешнеэкономическая политика в России предполагает активный выход отечественного бизнеса на высокотехнологичные рынки, повышение его инновационной составляющей и конкурентоспособности. Бизнес структуры начинают заявлять о себе как о перспективных авторах мировом экономическом пространстве.

Сегодня малый и средний бизнес – это основа мировой экономики. Быстро растущий рынок и повышенный спрос на различные товары и услуги позволяют многим предприятиям осваивать новые направления бизнеса и открывать свои производства, там, где это востребовано.

Очевидно, что многие из начинающих или тех, кто уже имеет свой бизнес, сталкиваются с такой проблемой как конкуренция? Да, действительно, конкуренция – это одна из основ рынка, а с другой стороны, без нее никак.

На сегодня конкуренция проявляется в глобальном масштабе. Не существуют только национально закрытые рынки. Сейчас лидирующими являются компании Японии и Америки, которые показали, что такое рынок мирового масштаба. Появление новых условий требуют от компаний переходить в процесс глобализации, поскольку развитие лишь на внутреннем рынке страны не даст гарантий долгого существования без развития экспортноимпортных отношений.

В современной истории нашей страны предпринимательство, как самостоятельное социальноэкономическое явление существует более 10 лет.

Началом развития предпринимательства в нашей стране является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

С признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир, автомобилей и сложной бытовой техники выполнялись людьми, занимающихся индивидуальнотрудовой деятельностью.

Анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в достаточно сложных экономических, социальных и политических условиях.

Существенным препятствием развития малого предпринимательства являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц.

Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.

Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.

К ним относятся:

  • отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;
  • перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торговопосреднических операций;
  • недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
  • вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;
  • уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения.

Статья на тему современные принципы развития бизнеса в россии