В настоящее время в учебно-воспитательном процессе современной школы незначительное внимание уделяется развитию творческих способностей подростков. Развитие потенциала творчества носит несколько стихийный характер: возможно, подросток посещает творческую студию, художественную школу и пр., а возможно – предоставлен «сам себе».

Современное общество предъявляет особые требования к личности: самостоятельность, креативность, индивидуальность, возможность найти выход из нестандартной ситуации. Таким образом, формируется социальный заказ к системе образования, который позволит сформировать «на выходе» личность с заданными свойствами.

С другой стороны, начало XXI века знаменуется переходом к новой концепции системы образования – личностно-ориентированной, ориентированной на индивидуальность, самобытность, уникальность каждого ученика. Эти две тенденции, с одной стороны, противоречат друг другу, с другой стороны – поддерживают: признается важность личности каждого учащегося, неповторимость заложенных в нем природных данных, творческих способностей.

В последние годы перед обществом встала актуальная проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса.

На сегодняшний день в России существует множество учреждений среднего образования (интернаты, школы, лицеи, гимназии и пр.), а также образовательных программ, ориентированных на детей с различными индивидуально-психологическими особенностями: начиная от одаренных детей, и заканчивая детьми с отклонениями в психическом развитии.

В обычной средней школе учатся в своем большинстве дети со средними данными и особенностями психики. Однако это вовсе не означает, что и подход к ним необходим «средний». Решение данной задачи – поиск и раскрытие творческого потенциала личности – ложится на плечи педагогов и психологов, деятельность которых связана с диагностикой особенностей, приобретением и развитием опыта учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности, формирование в целом творческих способностей учащихся.

Мы считаем подростковый возраст одним из самых продуктивных в развитии творческого потенциала человека, ведь кто из нас, будучи подростком, не писал стихи, пытался рисовать картины в разнообразном стиле, пытался овладеть музыкальным инструментом? Кризисный подростковый возраст открывает новые грани человека в самом себе, выводит на новый уровень взросления личности.

Н. А. Бердяев (1989) считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. Как пишет В. Т. Кудрявцев (1990), «со времен Аристотеля природа души, психики, сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой универсально-творческой активностью человека».

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества. И несмотря на то, что проведено огромное количество исследований в области психологии, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации.

Изучив методики и приемы развития творческих способностей подростков можно заключить следующее:

  •  в работе с подростками важно направить процесс на формирование значимых для развития творческого мышления, использовать возрастные мотивы;
  • пробудить в подростке инициативу и самостоятельность принимаемых решений;
  • помочь преодолеть свертывание детского «наивного» творчества и пробудить «новое» мышление на более высоком уровне.
  • чтобы достичь положительных результатов необходимо применение различных методов и приемов.

Таким образом, в урочной и внеурочной деятельности с целью стимулирования познавательной и творческой активности, гибкости и беглости мышления, умения подростков работать в команде, можно использовать следующие приемы и методы: игровые психотехнические приемы, «мозговой штурм», ролевые игры и прочие упражнения.

В том числе диагностику творческого мышления по тесту П. Торренса, в основе которого лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Для развития творческих способностей детей подросткового возраста, нами предлагаются следующие методы:

  • Мозговой штурм.
  • Метод проб и ошибок
  • Метод синектики (У. Гордон).
  • ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)
  • Морфологический анализ.
  • Метод фокальных объектов.
  • Метод контрольных вопросов.

Статья на тему развитие творческих способностей подростков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here