В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей студентов, их уровня обученности, склонностей. Перед современным преподавателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В нашей педагогической деятельности мы пришли к выводу, что в современных    условиях,    учитывая   большую    и    серьезную    заинтересованность    студентов информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на занятиях по английскому языку. Применение компьютера, как инструмента для работы с информацией, очень разнообразно и многообразно. В нашей статье мы более подробно хотели бы остановиться на процессе работы студентов с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать поставленные учебные задачи по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемой в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, студент получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: Говорению, Аудированию, Чтению, Письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

В данной статье представлен опыт работы с тремя обучающими компьютерными программами по английскому языку: «Prof. Higgins»,«Reward» и «Talk to me».

Обучающая программа «Prof. Higgins» предназначена в большей степени для отработки грамматического материала.

Раздел ―Grammar‖ включает 130 независимых уроков, каждый из которых посвящен одному из разделов грамматики. Название каждого урока отражает один из аспектов английской грамматики, изучаемых в данном разделе. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, подбери нужный ответ из данных, поставь слово в правильной форме и др. Выполняя упражнения, студент может натренировать какое-либо правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Прочитать теорию, соответствующую уроку, можно нажав кнопку ―Theory‖. Кроме этого в курсе есть пять приложений, среди которых список неправильных глаголов, сводная таблица времен глаголов и т.п. Программа позволяет студенту проверить себя в процессе выполнения упражнений. Наберите ваш ответ, и если он правильный, компьютер его примет. Если ответ неверный, вам будет дано еще две попытки. Если вы ошибаетесь опять, компьютер даст подсказку.

Обучаемый может изучать уроки один за другим или выбирать некоторые отдельные разделы по содержанию. Курс “Grammar” направлен на изучение студентом правил английской грамматики. Этот курс можно использовать как для самостоятельного изучения, так и для работы с преподавателем, а также в качестве справочника. Многочисленные примеры и рисунки позволяют студентам понять и запомнить различные грамматические структуры.

По окончании работы в разделе Statistics показаны все выполненные упражнения и количество ошибок, допущенных учеником во время работы. Преподаватель фиксирует полученный результат в Evaluation card, и этот результат позволяет преподавателю оценить работу студента, а также проанализировать и составить индивидуальный маршрут для коррекционной работы.

Обучающая компьютерная программа REWARD    – один из самых полных учебников мультимедийного плана английского языка на мировом рынке. Автором курса является Саймон Гринол, президент Всемирной Ассоциации учителей английского языка как иностранного, живущий и работающий в Оксфорде. Курс содержит четыре уровня: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate. Каждый уровень рассчитан на 150–180 часов интенсивных занятий.              Данная программа предназначена на отработку всех видов речевой деятельности (Говорение, Письмо, Аудирование, Грамматика). REWARD все чаще используется в качестве базового курса обучения английскому языку как иностранному. Впервые в мультимедийный обучающий курс встроены возможности дистанционного обучения через Интернет. Программа включает в себя:

  • 198 уроков 5000 упражнений
  • 29 контрольных работ
  • 11 часов оригинальной английской речи 3.2.4. 5 часов видеоматериалов
  • Журнал успеваемости
  • Поиск упражнений по ключевым словам и темам, составление индивидуальных программ подготовки
  • Озвученный англо-русский словарь лексики курса 3.2.8. Исчерпывающий грамматический материал
  • Технология распознавания речи ViaVoice(tm) –      система распознавания речи позволяет тренировать правильное произношение: пользователь записывает свою речь через микрофон, а система распознавания речи оценивает, насколько правильно пользователь произнес слово – и принимает или не принимает ответ.
  • Специальные средства визуализации произношения
  • Интегрированные средства дистанционного обучения через интернет
  • Placement Test — позволяет определить исходный уровень знаний студента и дает рекомендации по дальнейшей работе над языком.

К сожалению, данная программа используется нами не в полном объеме, поскольку часы, отведенные в техническом вузе на изучение английского языка, недостаточны для полной отработки всех видов речевой деятельности. Кроме этого, техническое оснащение аудиторий кафедры не полностью соответствуют современным требованиям: компьютеры не имеют выхода в интернет.

Обучающая программа «Talk to me» предназначена для отработки фонетических навыков и лексического материала.

Talk to Me – это современный, уникальный интерактивный курс изучения иностранного языка, основанный на аудировании и тренировке устной речи. Самая современная технология распознавания речи позволяет вести диалог с компьютером. Talk to Me – ваш лучший помощник в отработке произношения; вы можете тренировать произношение отдельных предложений, слов и звуков. Благодаря трехмерным анимированным роликам вы можете получить наглядное представление об артикуляции звуков и улучшить свое произношение. Программа выявляет ваши ошибки произношения благодаря технологии S.E.T.S. (Spoken Error Tracking System). Эта эксклюзивная   технология              была                          разработана  французской              компанией      Auralog.        Доступ     к дополнительным языковым ресурсам через Интернет позволяет продолжить изучение языка и сделать его еще более увлекательным. Известная своей уникальной методикой распознавания речи, Auralog подготовила специальный курс для тех, кто только приступает к изучению языка и хочет научиться говорить на нем правильно и красиво (1 уровень), а также для тех, кто хочет улучшить разговорные навыки и расширить словарный запас (2 уровень). Удобный и красочный интерфейс программы, интересные уроки, возможность вести диалоги на самые разнообразные темы (описание себя, семьи, одежды, времена года, месяцы, дни и время, официальное представление, знакомство, прибытие в Англию, на улицах Лондона, за завтраком и т.д.), контрольные упражнения и тренировка произношения – все это делает компьютерный курс Talk to Me надежным помощником в овладении английским языком.

Необходимо   отметить,   что   рынок    обучающих   компьютерных   программ   достаточно разнообразен и не ограничивается только тремя программами, представленными в данной статье. Современному российскому потребителю предлагается не менее трех десятков программ, нацеленных на изучение английского языка. За несколько лет, буквально на наших глазах, проблема поиска хоть чего-нибудь подходящего для учебы сменилась проблемой выбора.

К мультимедийным электронным ресурсам относят также и электронные учебники, которые в последние время заняли свою особую нишу в обучении иностранному языку. Электронные учебники соответствуют одному из основных пунктов реформы российского образования – четкой нацеленности преподавания различных дисциплин на будущую профессию обучаемого. Основными положениями    профессионально-направленного     обучения    иностранному     языку     являются: ориентированность на деятельностный и коммуникативный характер, то есть мы должны давать студентам не только знания, но и учить их умению эффективно пользоваться этими знаниями), ориентированность на обучаемого, привлечение культурной составляющей, так как язык – часть культуры страны, ориентирование студента на активную самостоятельную работу. Электронный учебник полностью удовлетворяет современным требованиям изучения иностранного языка в вузе. Нет смысла упоминать о том, что специалист со знанием иностранного языка имеет более высокие шансы при поступлении на работу. Таким образом, актуальность электронного учебника заключается в максимальной приближенности тематического материала к будущей профессии студента.

Нами разработан электронный учебник по специальности Безопасность жизнедеятельности. Он называется «Модульный принцип построения контрольных тестов на английском языке для студентов спец. 280101.65 Безопасность жизнедеятельности». Мы выбрали эту специальность как наиболее перспективную и широкомасштабную. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда является необходимой составляющей любой профессии. Выпускники этой специальности требуются в каждой отрасли экономики. Поэтому учебник имеет в определенной мере универсальный характер, так как         любой         выпускник      технического вуза                  обязан владеть  основами безопасности жизнедеятельности в своей области.

Данное обстоятельство определило структуру учебника. Он состоит из пяти разделов, каждый из которых начинается со слов «Безопасность жизнедеятельности в…»: электроэнергетике, в электромеханике, в офисе, в атомной энергетике, в теплоэнергетике. Каждый раздел включает два оригинальных современных технических текста и задания к ним. Тексты взяты из интернет-источников. Тематика учебника охватывает все области будущей профессиональной ориентации студентов: безопасность жизнедеятельности в теплоэнергетике, электроэнергетике, атомной энергетике, машиностроении, а также в офисе. Таким образом, студент получает максимально широкие знания по безопасности жизнедеятельности на иностранном языке, что соответствует требованиям к работнику сферы безопасности жизнедеятельности.

Особо следует отметить новый формат заданий. Они носят тестовый характер, который позволяет наиболее объективно оценить успехи студента. Тестовые задания представлены в широком спектре.

Они позволяют овладеть лексикой по теме текста, повторить наиболее важные грамматические структуры технической литературы на иностранном языке, позволяют легко преодолеть трудности понимания иностранной технической литературы. Например, найдите в тексте антонимы, синонимы; подберите к каждому абзацу подходящий заголовок, распределите предложения аннотации к тексту в правильном порядке, соотнесите термин в правом столбце с определением к нему в левом столбце и т.д. Учебник включает также игровые задания на повторение лексики, например, различные кроссворды.

Внешний вид учебника соответствует современным требованиям к учебной литературе, т.е. он снабжен различными иллюстрациями, которые помогают понять общее содержание текста, кроме того, носят эстетический характер и повышают мотивацию студентов: с красочно оформленным учебным пособием интересно работать. Необходимой составляющей ученика для студентов технического вуза являются также схемы, чертежи и графики. Текстовые задания на систематизацию материала (например, найдите в тексте требуемую информацию и расположите ее согласно таблице) учат студентов поисковому виду чтения.

Важной составляющей учебника являются Приложения. Они включают наиболее характерные лексические и грамматические структуры английских технических текстов, которые представляют трудности при понимании и переводе. Например: Infinitive, Passive Voice, Complex Object, Complex Subject. Работа с Приложениями позволит студентам повторить эти структуры, а упражнения, данные в Приложениях, имеют целью научить студентов видеть эти структуры в тексте и, соответственно, правильно их переводить.

Электронный учебник «Модульный принцип построения контрольных тестов на английском языке для студентов спец. 280101.65 – Безопасность жизнедеятельности» создает условия для самостоятельной работы студентов и обеспечивает контроль качества обучения, что немаловажно при жестком лимите аудиторных часов по иностранному языку в технических вузах. Таким образом, учебник в равной мере полезен и преподавателю, и студенту. Студент не только знакомится с текстами по специальности, но и учится самостоятельно осваивать и систематизировать лексический и грамматический материал, грамотно пользоваться приложениями и справочной литературой. А благодаря тестовому формату заданий и ключам к ним преподаватель имеет возможность быстро и объективно оценить результаты работы обучаемого. Материал электронного учебника максимально приближен к будущей профессии студентов. Это позволяет повысить мотивацию студентов в изучении иностранного языка и, следовательно, уровень знаний и коммуникативных умений по иностранному языку в профессиональных ситуациях.

В данной работе по разработке контрольных тестов по английскому языку для студентов спец. 280101.65 «Безопасность жизнедеятельности» предлагается модульный принцип создания тестовых заданий к каждому тексту учебника. Модулем мы называем единицу учебного пособия, которая является структурной составляющей этого пособия, но в то же время обладает самостоятельной смысловой ценностью. Таким образом, каждый отдельный модуль может изучаться не только в комплексе, но и изолированно от других. Так, например, студентам экономического факультета окажется      полезным                   раздел         «Безопасность жизнедеятельности    в     офисе»,    а    студентам теплоэнергетического факультета – раздел «Безопасность жизнедеятельности в теплоэнергетике». Модульный принцип позволяет непосредственно готовить студентов к выходному экзамену на 2-ом курсе и Интернет-тестированию.

Работа будет выполнена    в программной среде «Аттестат». Оболочка является составной частью программного комплекса и состоит из подсистемы преподавателя, подсистемы обучаемого и редактора автоматизированных учебных курсов. Все разделы программного комплекса выполнены в виде самостоятельных учебных курсов, которые представляют собой связанные наборы кадров, информационных и контролирующих. «Связанный набор» – потому, что каждый кадр может быть снабжен параметрами, определяющими связи кадра с другими кадрами текущего или иного курса. В состав информационных кадров может включаться текст и графика, гипертекст, звуковые и видеофрагменты                               стандартных     форматов    представления    данных.    Контролирующие    кадры представляют собой вопросы и предназначены для тестирования студентов. Все учебные курсы создаются с помощью единого специализированного редактора, а для воспроизведения курсов используется единый проигрыватель.

При модульно-блочном обучении также достигается определѐнная «технологизация» обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что студент может автономно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк    информации   и    методическое руководство   по    достижению   поставленных дидактических целей. Взаимодействие педагога и обучаемого в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе: с помощью модуля обеспечивается осознанное автономное достижение студентом определѐнного уровня подготовленности.

Внедрение результатов работы в учебный процесс. Отдельные модули учебника были апробированы на практических занятиях (в форме рукописи) в течение 2009 – 2010 учебного года в группах II-13, II-15. Как показала практика, студенты в целом хорошо справляются с заданиями. Особенно удаются студентам технического вуза задания, где предлагается разместить информацию из текста согласно таблице или дополнить график на основе данных текста. Графическая, четкая подача материала позволяет обучающимся справляться с такими типами заданий как: соотнести термин (в левом столбце) с определением (в правом); образовать словосочетания «существительное + глагол» (существительные даны в левом столбце, глаголы – в правом). Грамматические задания позволяют повторить и закрепить грамматические конструкции, часто встречающиеся в технических текстах. Задания на грамматику, непосредственно включенные в тематику специальности студента (т.е. на базе технической лексики, технического текста) позволяют лучше понять и научиться грамотно переводить сложные английские конструкции. Некоторые трудности вызывают у обучающихся такие задания, как: распределить в правильном порядке предложения аннотации к тексту или выбрать из двух утверждений одно наиболее полно отражающее содержание текста. Однако они необходимы, так как тренируют умению логично и последовательно мыслить.

Живой интерес вызывает у студентов красочное оформление учебника: различные иллюстрации и задания к ним: например, рисунки, показывающие опасности при работе на станках или знаки радиационной опасности. Таким образом, обучение иностранным языкам в вузе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы ―учитель – ученик‖ к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.

По своей концептуальной сути электронный учебник является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ учебника является возможность для студента самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.

Мультимедийные электронные ресурсы вызваны как пересмотром задач учебного процесса, так и реалиями сегодняшнего дня: в современной жизни мы все чаще пользуемся новыми электронными технологиями. Мультимедийные электронные ресурсы удобны в использовании, что является немаловажным    при    сокращении    сетки    аудиторных    часов.    Студент   может    работать   с мультимедийными программами дистанционно. Таким образом, это позволяет не сокращать объем материала по иностранному языку. Мультимедийные электронные ресурсы не только обучают, но и предполагают умение самостоятельно решать поставленные задачи, преодолевать трудности. По сути, электронные ресурсы моделируют жизненные ситуации, учат гибко мыслить и находить выход из сложных положений.

Статья на тему электронные ресурсы в обучении английскому языку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here