Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.
Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.
Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.
«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.
Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».
Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».
Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.
Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.
Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.
Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.
Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.
Статья на тему Художественное и научное познание
Различий пожалуй больше чем связей, но в любом случае, познание познанию рознь.
Верный признак общего упадка искусства – это не часто встречаемое безобразие, а неуместная красота.