Появление в работах Вернадского идей о ноосфере – сфере разума вполне закономерно. При изучении любого вопроса ученый оставлял существенное место разуму в глобальном его проявлении. Разум, как показывает Вернадский, служит организатором, руководителем, провидцем. Поэтому неудивительно, что понятие «ноосфера» трактуется русским ученым лишь в положительном смысле, в духе сциентизма, характерного для начала ХХ века.

Однако сегодня, спустя столетие, технологический разум во многом скомпрометировал себя, породив экологический кризис, угрозу глобальной войны и иные масштабные проблемы. Поэтому ряд авторов склонен видеть в понятии ноосферы скорее негативные смыслы. Попробуем уяснить, насколько актуальна категория ноосферы в наше время.

Исследуя геохимические процессы, роль живых организмов, значения человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором охватывает планетарные процессы не из окружающей нас среды. Оставив геоцентрический аспект исследований в качестве частного, он как бы наблюдает Землю из космического пространства, и планетарные процессы оценивает как производные и взаимосвязанные с бесконечностью космических потоков материи и энергии. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории выделяется как особая геологическая сила, с одной стороны, равная по своим масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально отличная от всего иного – неживого, косного вещества материи. Живое вещество, как и косное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в космических масштабах пространства и времени.

В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению Вернадского, специфический поток материи.

Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается у Вернадского в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях биосферы.

В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое применение одного из законов диалектики – отрицание отрицания. В 1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых. Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового, и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не было в нем видно …».

В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за естественной историей природы планеты. С появлением на Земле человека, которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом.

«Человек глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с течением времени. Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, – косное и живое – не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека». Эта новая стадия в эволюции биосферы и получила название ноосферы.

Современные критики понятия «ноосфера» указывают на то, что оно идеологизировано и носит не научный, а религиозно-философский характер. Еще один аргумент против этого понятия – его «утопичность». Так Л.Г. Наумова и Б.М. Миркин в своей работе «Краткий курс общей экологии» утверждают, что ноосфера в современных условиях недостижима. «Мысль человеческая» движется не по пути гармонизации Человека и Природы, а разрабатывает все более изощренные технологии эксплуатации природы.

Некоторые философы считают, что биосфера не может существовать вместе с ноосферой: разум все больше вытесняет биологические признаки жизни. Вот как об этом говорит В.А. Кутырев: «Становление ноосферы и возникновение угрожающего самому существованию людского рода кризиса – один и тот же процесс. Ноосфера как реальность является искусственной средой, которая теснит и подавляет ареал биологического бытия. Формирование искусственной среды открыло перед людьми небывалые возможности для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло на новую ступень культурное развитие, но оно ведет к загрязнению воды и воздуха, опустыниванию почвы, обшей деградации естественной среды обитания».

Все открытия и изобретения в различных сферах деятельности, несомненно, способствуют повышению качества жизни. Безусловно, всё это результат работы человеческой мысли. Однако у всего есть обратная сторона.»…не стоит обольщаться интеллектуально-технологическими достижениями, не следует упускать из внимания, что при этом процесс направлен на повышение, возведение в степень диссипации не только энергии и вещества, но и информации. Информация – совокупность получаемых и распространяющихся по пространству и времени знаний – используется не во благо, не на понижение энтропии глобальной системы, а только лишь на ее повышение», – отмечает российский эколог А. Поздняков.

В оценке перспектив человека в свете становления ноосферы прослеживается два пути: первый – фактического вытеснение естественного искусственным, другой – оптимизации взаимодействия естественного и искусственного, гармонизацию отношений общества с природной средой. На какой путь в ближайшее время будет ориентироваться человечество, покажет время. Но понятие «ноосфера» выражает именно идеал в отношениях общества и природы. Ведь человеческий разум может и должен искать гармонию в этих отношениях.

Статья на тему Понятие ноосферы Вернадского