Прежде чем рассуждать о ценности информации, необходимо определить понятие информации. Существует не один десяток определений и трактовок информации, в связи с чем закономерным видится вопрос: о ценности «чего» пойдет речь?

Понятие информации без всякого преувеличения можно назвать самым распространенным в современной науке и общественной практике. Информационные процессы происходят всюду: и при общении людей друг с другом, и при передаче наследственных признаков от одного живого организма к другому, без них немыслима ни работа сложного автоматического устройства, ни управление предприятием.

Понятие «информация» изначально было связано только с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. Затем оно постепенно перекочевало из разговорного зыка и социально-гуманитарных наук в технические и естественные. История теории информации начинается в 1948 г., когда была опубликована статья К.Э. Шеннона «Математическая теория связи». К.Э. Шэннон подходит к проблеме как инженер и рассматривает просто количество битов передаваемой в течение некоторого времени информации, то есть ее поток. А под информацией он понимает не любые сообщения, а те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Появлялись и другие математические теории – топологическая (построение графов), комбинаторная (формулы с логарифмами), эпсилонэнтропия (наиболее развитая из всех математических теорий).

Проблема ценности не привлекала внимания исследователей на раннем этапе развития теории информации, поскольку первоначально она развивалась только как теория связи, отвлекаясь от смысла передаваемых сообщений и фиксируя внимание лишь на их количественной стороне: объеме, числе сигналов, пропускной способности канала связи и т. д. Такой формальный подход существенно затруднял изучение и «измерение» социальной информации, которая, будучи информацией высшего уровня, обладает рядом особенностей. Возникла необходимость введения новых понятий,  в частности ценности, полезности информации, не зависящих от ее формального объема.

Попытки определять ценность информации предпринимались с биологических и психологических позиций, но общепринятых подходов так пока и не существует. Измерение информации стало невозможным без учета следующих факторов: самой информации со всеми ее атрибутами, субъекта — получателя информации, его целей.

Ценность есть характеристика информации с точки зрения ее получателя. Это не означает, однако, что она всецело зависит от оценки субъекта. Информация способна служить достижению различных целей, следовательно, она — объективный носитель ценности, она самоценна.

Человеческое поведение характеризуется, как известно, постановкой целей и их достижением. Цели могут быть различного уровня, «веса», а способы их достижения более или менее оптимальными. Относительно целей, способов и путей их достижения в ряде случаев существует неопределенность, «незнание», которое исчезает с получением соответствующей информации. Очевидно, что из всей массы поступающей к получателю информации ценной, полезной для него будет лишь та ее часть, которая устраняет неопределенность, содержит модель поведения, позволяет выбрать из множества возможных и подчас равновероятных вариантов какой-то один и в результате этого достичь определенной цели. Количество ценной для данного субъекта информации может поэтому не совпадать с общим количеством информации, содержащейся в сообщении. То есть ценность информации – это степень приближения к поставленной цели.

Ценность информации зависит от многих факторов: от степени подготовки к ней, от степени ее преподнесения слушателям, от времени (например, старение информации, потеря ценности). В то же время не бывает абсолютно неценной информации, обязательно найдется какая-либо такая ситуация, в которой даже совсем, на первый взгляд, неценная информация будет ценна.

Самая ценная для нас информация — достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. Она сочетает в себе не одно свойство, а множество.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует множество подходов к определению понятия «информация», есть различные теории измерения информации. Однако ценность информации зависит от многих факторов и не всегда большое количество информации полезно. Иногда в текстах с огромным количеством слов всего несколько полезных предложений. Ценность зависит от получателя информации, от его целей, от времени, ситуации, формы ее преподнесения, степени подготовки к ней. Сама по себе информация самоценна. Информация измеряется степенью приближения к поставленной цели.

Статья на тему Проблема ценности информации