Сегодня научно-технический прогресс (НТП) захватил нашу жизнь. Его влияние на жизнь человечества имеет двоякую природу. С одной стороны, создаются благоприятные условия для жизни, а с другой – происходит разрушающее воздействие на окружающую среду.

Что же необходимо предпринять человеку для того, чтобы избежать катастрофы? Каким путем необходимо двигаться человечеству?

Эту проблему освещали в своих работах известнейшие авторы, среди них Р. Коэн «Социальные последствия современного технического прогресса», Е.В. Горелова «Философское осмысление проблем техногенной цивилизации» и другие.

Вся история человечества – это нескончаемая смена цивилизаций. Трудно представить, чтобы человечество развивалось вне ее рамок. Несмотря на разные взгляды о количестве существовавших в мире цивилизаций, С. Хантингтон считает, что есть «разумное согласие» относительно двенадцати важнейших цивилизаций. Семь уже канули в лету, а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская, западная). К ним необходимо добавить православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизации .

С развитием цивилизаций активно развивались технологии. Сегодня невозможно представить мир без разнообразных технических устройств, которыми мы пользуемся каждый день. Техника определяет нашу современную жизнь, она стала атрибутом повседневного присутствия. НТП сделал возможным победу над смертельными болезнями, полеты в небе и погружение на самое дно, запуск ракет в космос и многое другое. Кроме того, техника определяет наш социальный статус, от того на какой машине мы ездим, зависит наше положение в обществе.

Мы должны осознавать, что воздействие техники на жизнь общества и человека неоднозначно. Одни сравнивают ее с самим прогрессом, так как без нее не были бы решены те задачи, которые стоят перед человечеством. Другие видят в ней негативные последствия, имеющие социальную и экологическую направленность. Воздействие техники зависит от того, в чьих руках она находится .

Проблемой технологических рисков занимался рынок экспертизы риска. Но за последнее время эта проблема вышла за рамки только научных интересов и привлекла внимание общественности. Все чаще случающиеся техногенные катастрофы, зависящие как от ошибок проектирования и природных катаклизмов, так и от неправильного использования техники подняли вопрос на новый уровень .

Шпенглер в свое время оказался проницательнее многих по поводу экологической опасности. Он отмечал, что «механизация мира вступила в стадию опаснейшего перенапряжения». Внешний вид земли с ее растениями, животным миром, человеком преобразился. За короткое время исчезла подавляющая часть крупнейших лесных массивов, произошло изменение климата; многочисленные виды животных полностью или почти полностью истреблены; такие расы, как индейцы северной Америки и австралийцы, практически доведены до вымирания. Искусственный мир вытесняет и отравляет естественный. Цивилизация превратилась в машину, которая действует как машина .

Человечеству необходимо найти стратегию дальнейшего развития, в качестве которой может явиться идеальный тип духовно-игровой цивилизации. Развитие в этом направлении могло бы обеспечить достаточно мирное решение его основных проблем. Но в ближайшее время аналогичный ход событий мало ожидаем. Следует предположить сползание человечества в постцивилизационное варварство .

Согласно концепции пределов роста, человечеству грозит самоистребление на фоне ускоряющегося безграничного расходования полезных ископаемых, уменьшения растительного покрова, биоразнообразия, истребления экосистем, вещественных и энергетических отходов, создающих радиационное загрязнение, парниковый эффект и т.д.

Итак, человек, овладев технологиями, сумел подчинить себе природу. Теперь же его главная задача – не погибнуть в созданной им окружающей среде. Для этого необходимо выбрать путь развития, причем сделать это нужно незамедлительно.

Статья на тему Тенденции НТП и перспективы человеческой цивилизации