В советское время часто поднимались вопросы о роли церкви в жизни государства. Священнослужителей обвиняли в недостаточном участии в Отечественной войне 1812 года, в их предательстве. Но справедливы ли такие утверждения?

Безусловно, претензии к церкви имели место. Зафиксировано множество случаев, когда представители церкви с радостью и надеждой встречали французов. А дело в том, что, русское православие не являлось господствующей конфессией на территории Российской Империи, а в западных губерниях православные часто порой оказывались в меньшинстве. Здесь, помимо сравнительно небольшого числа прихожан Русской Православной Церкви, проживали насильно присоединенные к ним униаты, католики, которых Александр I изъял из юрисдикции Римского первосвященника, и протестанты, которым и вовсе было безразлично, кто в этой войне победит. Поэтому трудно обвинять представителей всех этих деноминаций, что при малейшей возможности получить полную свободу вероисповедания некоторые из них переметнулись на сторону Наполеона.

И все же не стоит заблуждаться, это далеко не вся картина происходящего. И вот почему. Духовенство играло особенную роль: роль зачинщика и координатора народного движения против завоевателей. Именно епископам поручал государь »внушениями и увещеваниями своими ободрять поселян и местных жителей, и не токмо отвращать от страха и побега, но напротив убеждать, как того требует долг и Вера Христианская, чтобы они, совокупляясь вместе, старались вооружаться чем только могут, дабы не давая никакого пристанища врагам, везде и повсюду истребляли их, и вместо робости наносили им самим великий вред и ужас».

Духовники называли эту войну Священной, Наполеона сравнивали с Антихристом, а его Империю – с последним царством из ведения пророка Даниила.

В глазах русского народа правильность антинаполеоновской церковной пропаганды подтвердило поведение завоевателей, которые грабили и оскверняли православные храмы, а также истязали духовенство с целью узнать, где спрятаны церковные сокровища. Подобные явления, наиболее сильно проявившиеся на территории коренной России, были вызваны режимом оккупации, развязавшим низменные инстинкты завоевателей, а также непониманием ими менталитета русского народа и неуважением к его национальным ценностям и традициям. Вандализм завоевателей оскорбил религиозные чувства русского народа, вызвал взрыв всеобщего негодования и способствовал расширению движения сопротивления, в котором православное духовенство часто играло направляющую роль и принимало непосредственное участие. Как известно, ополчение сыграло ключевую роль в Отечественной войне.

Помимо призыва к патриотическому вооружению против врагов Бога и Отечества на территориях, захваченных французами, духовенство также старалось поддерживать беженцев и отступающие войска, помогая им как словом, так и делом. Богатые монастыри собирали пожертвования для ополчений, предоставляли свои помещения для госпиталей, выхаживали раненных и исполняли последний долг над убитыми, наконец, молились о душах своих соотечественников и скорейшем завершении войны. Чудотворные иконы отправлялись в войска для защиты их от врагов и поддержания духа в трудную годину.

В начале Отечественной войны 1812 г., соответственно разделению русских войск по армиям и наименованию последних, были учреждены должности полевых обер-священников 1-й и 2-й действующих армий. Полевой обер-священник назначался Святейшим Синодом, по представлению оберсвященника армии и флота и по согласованию с главнокомандующим армии, и осуществлял руководство над духовенством не только армии, но и госпиталей, находящихся в губерниях и областях, объявленных на военном положении.

В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня – Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница – Одигитрия.

Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, поднимали моральный дух русской армии, укрепляли ее мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле боя под неприятельским огнем они напутствовали умирающих, а при необходимости воодушевляли солдат личным примером – вставали с крестом в руке впереди полка, направляя его в атаку.

Многие называли исход войны 1812 года не иначе как чудом. Тем не менее, триумф над «непобедимыми» легионами Наполеона остался за нами. И он стал наградой той сплоченности, которая образовалась вокруг общей веры в чудо.

Статья на тему Православное духовенство в отечественной войне