Л. Н. Толстой – писатель, философ и религиозный мыслитель, посвятивший свои сочинения осмыслению патриархальной нравственности русского народа, вопросу смысла жизни и веры в Бога. Эти размышления нашли отражение в таких произведениях как «Моя вера», «В чем моя вера», «Исповедь» и др.

Свою позицию он высказал в сочинении «В чем моя вера». Толстой представляет христианство как нравственное учение, а этические идеи христианства как основу всемирного братства людей. Вера Толстого основывается на Нагорной проповеди. Бурную реакцию в обществе вызвали его проповедь непротивления злу насилием и призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям, данным в его интерпретации.

С.Н. Булгаков писал, что считать религию Толстого христианской было бы глубоко ошибочно. Отношение Толстого к христианству вызывало и вызывает религиозную распрею около его имени. В своей работе  Н.А. Бердяев писал, что религия Толстого – это «не новое христианство, это ветхозаветная, дохристианская религия».

Русский религиозный философ В.В. Розанов показал ошибочность толкование заповедей Евангелие, доказалнеобоснованность отрицания им догматов православного вероучения, а также несостоятельность нареканий Толстого на истинную Церковь Христову.

В произведении «Исповедь» Толстой осмысливает собственную жизнь и путь к истине. Решение жизненных проблем Толстой видит в понимании Бога как мировой гармонии, всемирного духа и мыслящего разума. Бог, пишет Л.Н. Толстой, – «то, без чего нельзя жить. Знать Бога и жить – одно и тоже. Бог есть жизнь» и смысл человеческой жизни – в спасении души. Спасение и очищение души через веру для Толстого становиться главным результатом его нравственно-религиозного переворота.

«Исповедь» –книга о духовной смерти человека и нравственности воскрешения его души; о противопоставлении мира «сего» – «царству небесному»; о поиске смысла жизни и стремлении «спасти душу» покаянием перед миром. Все это, как пишет современный исследователь Г.Я. Галаган, – важнейший принцип нравственно-этической системы писателя: «Мир существующий (мiр) в системе толстовской мысли – это жизнь человеческая с ее неурядицей, суетой и враждой в человеческих отношениях. Мир должный (мир) – это мир любви, правды и добра».

Отказ от материальной жизни и приобщение к духовной сущности мыслилось Толстым как результат духовной работы. Толстой силой ума и воли задумал победить смерть. В «Исповеди» отражен поиск Толстым своего бога как восхождение от безверия к вере, ото лжи к истине, от страданий к любви.

Исключительное внимание Л. Толстого к вопросам веры было принято некоторыми его современниками как отказ от писательского  труда.  Так С.Н. Булгаков писал: «Толстой отрекается от своего художественного творчества, хочет убить в себе художника, хотя до конца это художественное самоубийство и никогда ему не удается». Однако эти нравственно-религиозные искания уводили Л. Толстого от церковного христианства. По мнению Н.А. Бердяева, учение Л.Н. Толстого о Боге есть особая форма пантеизма, для которого не существует личности Бога, как и личности человека. Толстой отрицал существование природного и божественного мира, смешивал Бога с душой мира .

Оценивая революцию религиозных взглядов Л. Толстого, С.Н. Булгаков писал: «Своего Бога Толстой нашел у народа и в этом своем религиозном народничестве, в качестве его придатка или логического последствия, пытался принять и православие. Но, конечно, в конце концов, из такого принятия православия могло выйти лишь то, что вышло: сначала затаенный, а потом и открытый против него бунт».

По существу, религиозный путь Л. Толстого – это поиск собственного пути спасения. Неприемлемый для Церкви, этот путь приближал, как казалось великому писателю, к Богу и совершенству.

Статья на тему Внецерковное христианство

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here