Мировое сообщество развивается, а это значит, что государства, которые представляют собой мировое сообщество, развиваются тоже. Следовательно их внутригосударственное право может преобразовываться, ориентируясь определенным образом на «опыт» международного права. Конституционное право, как отрасль внутригосударственного права, представляет собой совокупность конституционно–правовых институтов, одним из которых является институт прав и свобод человека и гражданина. Возникает резонный вопрос: влияет ли международное право на развитие российского конституционного — правового института прав и свобод человека и гражданина?

Российская конституция провозглашает действие принципов и норм международного права в соответствии с ч.4 ст.15, а это значит следующее: международное право может оказывать влияние на право внутригосударственное. На первый взгляд Конституция наделяет большей силой нормы международного права. Чисто теоретически так и есть, об этом свидетельствует максимально ясная формулировка ч.4 ст.15 Конституции: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Но на практике это не всегда применяется, что находит подтверждение в деятельности Конституционного суда РФ, которая зачастую свидетельствует о том, что принципы международного права применительно к России действуют не так, как их понимает мировое юридическое сообщество, а скорее так, как эти принципы понимает, интерпретируют Конституционный суд РФ.

Да и что есть «общепризнанные принципы»? Если Россия или другое государство их не признает, то они перестают обладать исключительным свойством общепризнанности и тогда просто перестают действовать на территории России? М.В.Баглай считает, что формулировка «общепризнанные принципы и нормы» полна «неясностей, поскольку в мире не существует общепризнанного определения этих принципов и норм». О.Е.Кутафин отмечал, что «всеобщее признание предполагает наличие согласия со стороны всех основных групп государств современного международного сообщества», а следовательно, если признания нет или же существует негативное отношение к какой-либо резолюции, то ее применение к отношением с участием этого государства невозможно.

По сути все это свидетельствует о том, что Россия не может принять на себя какие-либо обязательства только в силу того, что на международном юридическом форуме большинство государств наделяют ту или иную норму нормативным смыслом. Без ясно выраженного или молчаливого согласия Россией норма международного права не получит реализации. Только если признается какой-то акт в качестве источника права, то это влечет за собой определенные правовые последствия, такой акт может порождать права и обязанности для граждан, следовательно гражданин вправе требовать в судебном порядке реализации своих прав/

Конституционализм России, начавший свое развитие 17 октября 1905, когда был издан Манифест об усовершенствовании государственного порядка, не знал такого принципа как признание норм международного права вплоть до 12 декабря 1993, момента принятия Конституции РФ. Многие исследователи отрицали возможность существования и реализации норм международного права в России. Одним из них был С.Ю.Марочкин, который утверждал, что в сфере внутреннего права могут действовать нормы только внутреннего права. Но, несмотря на то что такая возможность реально не существовала, отрицалась советской юридической школой, это совсем не значит, что развитие международного права не оставляло свой отпечаток на праве внутригосударственном. Наоборот, при формировании институтов конституционного права в течение 20 века использовали опыт международного права.

Международное право в области прав человека отражает идеи естественного права. И это не случайно, ведь именно естественное право формирует идеи о первостепенных правах человека, принадлежащих ему исключительно по праву рождения. Они, как считает М.В.Баглай, также являются источником конституционного права.

Тогда возникает некоторая неопределенность, встает вопрос: насколько можно установить фактичность, действительность влияния международного права в области прав человека на конституционное право, точнее ту его часть, которая регулирует права и свободы? Насколько логичными звучат выводы тех исследователей, в которых утверждается влияние международного права на конституционное? Конечно, можно сказать, что Россия в силу ч.4 ст.15 Конституции, в силу ратифицированных международных договоров, международных обычаев связана в определенных аспектах нормами международного права.

И тогда, следуя этой логике, можно предположить существование реального влияния международного права на конституционно-правовые институты, но это в некоторой степени будет заблуждением, пониманием права через призму нормативизма, где международное право, наделенное более высокой юридической силой, превалирует над правом государственным(характерно не для всех правовых систем). И тогда уже останется сделать вывод: международное право влияет на конституционно-правовой институт прав и свобод человека и гражданина. Но тогда естественное право не получит должного значения, которое оно должно получить, исходя из своей функциональной природы– защищать неотъемлемые права человека, присущие каждому по факту рождения. Будет правильным отдать главенствующее значению в формировании конституционно-правового института прав и свобод немеждународному праву, а юснатурализму.

Конституционный институт прав и свобод человека и гражданина не ограничивается перечислением естественных прав, он более полон и содержателен, в него включены гражданские, политические, социальные и культурные права. Именно на эти права оказывает наиболее полное влияние международное право.
Россия, ратифицируя Конвенцию или международный договор в сфере прав человека и гражданина, обязывает себя исполнять международные обязательства, вытекающие из этого документа.

Влияние, которое может оказывать в таком случае международный акт, априори не может быть значительным. Ратификация этого акта будет скорее подтверждением сформированных в государственном праве норм, ведь трудно представить, что Россия в лице ее уполномоченных органов допустит принятие противоречащего главе 2 Конституции РФ. Содержанием которой выступают права и свободы человека и гражданина, международного акта. Поэтому можно утверждать, что с формальной точки зрения(в соответствии с действующим законодательством) в России международное право не может значительным образом повлиять на развитие конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина.

С точки зрения этой логики роль международного права скорее является расширяющей, то есть целью международного права является не только сохранение тех прав и свобод, которые уже закреплены в национальных правовых актах, а расширение, увеличение тех прав, которые могут быть свойственны человеку в будущем.

Итак, влияние международного права на развитие конституционно-правового института прав и свобод человека и гражданина в России в настоящий исторический период не может быть значительным, но в то же время существует возможность дополнения данного института права новыми нормами ввиду того, что общество постоянно развивается, а следовательно появляются новые отношения и, возможно, будет являться необходимым установить некоторые новые права человека и гражданина.

Статья на тему влияние международного права на развитие института прав и свобод человека и гражданина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here