В политической системе Российской Федерации за её ещё недолгое существование произошло множество изменений, которые коснулись практически всех сфер общественно-политической жизни. Кардинальные преобразование в избирательной системе Российской Федерации и интенсивная трансформация данного политического института продолжается и на данный момент с учётом всех проблем и различных коллизий в системе избирательного права.

В данной статье мы постараемся раскрыть характерные и индивидуальные особенности смешанной избирательной системы России, её эволюционной путь и влияние на формирование политической системы общества в целом.

Отправной точкой в развитии избирательной системы РФ и осуществления демократических основ стали выборы в Государственную Думу первого созыва в 1993 году. В тех условиях острого политического кризиса, который был обусловлен жёстким противостоянием властей, выборы в парламент и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации, состоявшиеся 12 декабря 1993 года, стали единственным и эффективным способом выхода из кризиса. Стоит отметить, что Конституция РФ  и на данный момент является устойчивой платформой и основой регулирования как избирательного права, так и всего Российского законодательства.

Выборы в нижнюю палату Федерального Собрания с 1993 года по 2016 год прошли свой эволюционной путь со множеством преобразований и изменений в законодательстве. Выборы в Госдуму с первого по четвёртый созыв (1993-2003 гг.) проходили по смешанной пропорциональной-мажоритарной системе. В 2005 году развитие избирательной системы РФ стало носить более интенсивный характер. Так, был принят ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , который утвердил переход к пропорциональной избирательной системе.

Основной целью, которую ставили перед собой законодатели – это усиление роли политических партий, их стимулирование к развитию и ответственность в избирательном процессе. Так, депутаты пятого и шестого созыва в 2007 и 2011 годах были избраны по партийным спискам. Однако в 2014 году был принят ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который упразднил данный Федеральный Закон 2005 года и вновь утвердил переход от пропорциональной избирательной системы в пользу смешанной.

Но в чём кроются причины данного перехода и какие особенности этой смены? С одной стороны, возвращение к данной избирательной системе направлено на либерализацию политической жизни. Присоединение сельских территорий к городским при нарезке одномандатных избирательных округов способствует обеспечению равных условий голосования для всех избирателей. Благодаря этому все одномандатные округа будут отражать примерно одинаковую численность избирателей. С другой стороны, определённые партии преследуют конкретные политические цели и интересы. Так, после введения пропорциональной избирательной системы количество мест в Госдуме, занимаемых партией «Единая Россия», снизилась на 17% (в 2007 году партия занимала 315 мест, а в 2011 году уже 238), возможно, переход к смешанной системе вызвано тем, что партия, находящаяся у власти в своём большинстве была обеспокоена перспективами сохранения парламентского большинства.

Особенности кроются в том, что одна половина депутатского корпуса избирается по одномандатным избирательным округам, что позволяет учитывать интересы субъектов, а другая половина избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Это говорит о том, что в нижнюю палату пройдёт кандидат набравший больше всех голосов, и в то же время пройдёт партия, располагающая поддержкой небольшого количества избирателей. Таким образом, благодаря смешанной избирательной системе будет учтен и удовлетворен голос каждого гражданина.

Для того, чтобы сделать конкретные выводы об политических предпочтениях избирателей необходимо проанализировать статистические данные. Рассмотрим распределение мандатов в Государственной Думе за последнее десятилетие, а точнее, начиная с 2003 года вплоть до последних выборов, которые состоялись 18 сентября 2016 года.

Анализируя данные о выборах в Государственную Думу РФ за последнее десятилетие, можно прийти к выводу о том, что несмотря на замену смешанной пропорциональной-мажоритарной системы пропорциональной системой и обратное возвращение к первой, лидирующей партией остаётся «Единая Россия». Так данная политическая партия занимала в Госдуме 4 созыва 223 места из 447, в Госдуме 5 созыва 315 мест из 450, в Госдуме 6 созыва 238 мест из 450 и в Госдуме 7 созыва на данный момент 343 из возможных 450 мест. На момент последних выборов в Госдуму она побила рекордное распределение мандатов в свою пользу. Возможно, это говорит о сильной политической программе и доверии избирателей, которые отдают свои голоса за данную политическую партию.

Таким образом, смешанная избирательная система имеет свои преимущества и недостатки. Однако ясно одно – она соединяет в себе положительные свойства двух разных систем и позволяет обеспечить процесс укрепления политических партий и стимулирует процесс становления многопартийности. Одновременно с этим непосредственное голосование за конкретное лицо способствует формированию устойчивого большинства в парламенте и стабильного правительства.

Также хочется отметить, что российское законодательство активно работает над усовершенствованием избирательной системы, учитывая как опыт иностранных государств, так и собственный. Эта работа не должна прекращаться, лишь только с помощью методов проб и ошибок возможно найти самую эффективную концепцию для выборов в органы законодательно власти в Российской Федерации.

Статья на тему смешанная избирательная система в России