Содержание статьи
Деньги являются неотъемлемой частью нашей жизни и быта, они возникли на определенной ступени развития общества. Они пришли на смену натуральному обмену, в условиях которого товар меняется на товар напрямую (бартер), поэтому потребность в деньгах отсутствует. Однако бартерные сделки могли беспрепятственно осуществляться лишь при ограниченном наборе предлагаемых к обмену товаров и ограниченном количестве участников сделки. Уже с самого зарождения товарного обмена начался процесс формирования будущих денег. Первоначально в их роли у разных народов выступал тот товар, который пользовался наибольшим спросом, мог относительно долго храниться и был в достаточном количестве (топоры, рыболовные крючки, ткани, различные кожи, меха, ножи, мечи, копья, стрелы, ракушки и т.д.). Впервые монеты появились в VII в. до н.э. в Лидии.
Геродот писал:
«Они (лидийцы) первыми из людей, насколько мы знаем, стали чеканить и ввели в употребление золотую и серебряную монеты и впервые занялись мелочной торговлей».
Что такое деньги?
Деньги – это не просто знаки стоимости, которые могут выпускаться в различных количествах; они, с одной стороны, представляют собой право на получение определенной доли национального дохода и национального богатства, а с другой – свидетельствуют о вкладе в его создание. Чтобы деньги мог ли быть носителями такого права, оно должно быть подкреплено общественным признанием того, что было получено в результате деятельности, которая способствовала созданию национального продукта и национального богатства. Иными словами, каждому праву на получение доли национального богатства должна противостоять ответственность по внесению вклада в его создание. Любые несоответствия прав и обязанностей при исполнении общественно значимых функций неизбежно приводят к деформации в их выполнении.
Современное понятие денег исходит из теорий, которые возникли в XVII–XVIII веках. В первую очередь, это принадлежит металлической, номиналистической и количественным теориям денег. Разделение металлической и номиналистической теории связано с тем, какую из функций денег авторы считали главной. Количественная же связана с количеством денег в обращении.
Функции денег
Существует 5 функций денег. Рассмотрим эти функции:
- Мера стоимости – определение стоимости вещей при помощи установленных цен.
- Средство обращения– это такая функция, в которой деньги выступают посредником в обмене двух товаров
- Средство накопление
- Средство платежа
- Мировые деньги–служат всеобщим платежным и покупательским средством
Многие недостатки современной политики денежных властей проистекают из ошибочной посылки о том, что основная функция денег – средство обмена, а все остальные функции побочные или второстепенные. С этим связано и широко распространенное заблуждение насчет того, что деньги возникли из простого обмена товарами и имеют товарную природу. Нет, все функции денег взаимосвязаны (неисполнение или неадекватное исполнение одной из них приводит к неисполнению всех остальных). И возникли деньги не из обмена товарами, а из–за потребности в становлении кредитных отношений (между производителями и потребителями товаров и услуг), без которых невозможно никакое экономическое развитие и которые сегодня не могут эффективно осуществляться без посредничества коммерческих банков. Последнее обстоятельство означает, что современная форма денег не может существовать без наличия необходимого количества самостоятельных банков.
Принципы политики денежных властей
Во–первых, мероприятия по борьбе с инфляцией должны предусматривать обеспечение условий для выполнения современной формой денег, представленной главным образом денежными обязательствами коммерческих банков, всех функций денег.
Во–вторых, необходимо установить такие взаимоотношения между центральными и коммерческими банками, при которых именно последние, являясь основным связующим звеном между производителями и потребителями, в процессе реализации кредитной политики определяли бы требуемые для развития экономики количественные параметры денежной массы. При этом ЦБ должен осуществлять, с одной стороны, адекватный контроль качества кредитной политики коммерческих банков путем повышения экономической ответственности их руководителей и собственников, с другой – не допускать ликвидации обязательств коммерческих банков перед кредиторами и вкладчиками в случае банкротства банков и отзыва лицензий
Спрос и предложение денег
Рассмотрим определение спроса и предложения. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и спросом существует обратная связь: повышение цены ведет к уменьшению спроса, и наоборот. Эта обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса.
Помимо цены значительное влияние на спрос оказывают неценовые факторы. К неценовым факторам относятся:
- потребительские вкусы (например, спрос на модные продукты резко возрастает),
- число покупателей (увеличение числа покупателей вызовет увеличение спроса),
- доход покупателей (на большинство товаров, кроме товаров низшего качества,
- спрос возрастает с ростом доходов),
- ожидания (например, спрос на товар падает, если известно, что скоро будет его распродажа)
- цены на сопряженные товары (например, рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
Предложение денег
Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Главными факторами, влияющие на предложение, так же как и на спрос, являются цена и неценовые факторы. Неценовыми факторами являются: цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение и наоборот), технология (ее совершенствование снижает цену на ресурсы), налоги и дотации (повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение), цены на другие товары (производители могут сократить производство товаров, если увеличится спрос на их товары заменители).
Спрос на деньги
Спрос на деньги определяется необходимым количеством денег в обращении, а денежная масса отражает предложение денег в экономике. То есть спрос на деньги характеризует потребность экономики в деньгах, а предложение – фактическое формирование денежной массы, обслуживающей экономику. Спрос и предложение в идеальной (равновесной) экономике должны быть равны, в реальной – сопоставимы, а регулируемое сближение этих параметров может осуществляться (регулироваться) инструментами денежно–кредитной политики. Такими инструментами являются: ставка рефинансирования, расчетные кредиты, депозиты до одной недели, валютный СВОП, двухнедельные депозиты, прямое РЕПО и т.д.
Для регулирования товарного обращения следует знать необходимое количество денег. Отправным пунктом для исчисления необходимого количества денег является сумма цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, например, года. Следовательно, чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.
Уравнение Фишера
Спрос на деньги бывает трех видов: частичный (операционный), спекулятивный и общий. Рассмотрим частичный спрос на деньги. С учетом необходимой суммы цен товаров и скорости обращения денег было получено уравнение обмена, которое позволяет рассчитать требуемое количество денег. Его называют уравнением Фишера, и оно выглядит так:
𝑀 = 𝑃𝑄 / 𝑉
где:
- M – масса денег, которая необходима для обеспечения нормального денежного обращения;
- PQ– сумма цен товаров;
- V – скорость обращения денег.
Предложение денег всегда фиксировано и определяется государством. Оно сопряжено с проведением взвешенной долгосрочной антиинфляционной политики, которая требует установления жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Они соотносятся с долгосрочными темпами прироста национального производства и прогнозируемыми темпами прироста цен. В связи с этим соотношение между темпами прироста денежной массы и реального национального продукта находит свое выражение в уравнении предложения денег:
𝑀’=𝑌′+𝑃’
где:
- 𝑀’– среднегодовой темп прироста предложения денег за определенный период времени;
- 𝑌′– среднегодовой темп прироста реального национального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;
- 𝑃’– предполагаемый темп прироста цен за данный период.
По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в этом периоде предложение совершенно неэластично (изменение цены не вызывает изменения предложения).
В среднесрочном периоде фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения (характеризует степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены) становится положительной, больше нуля. В долгосрочном периоде фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в данный период становится максимальной. Таким образом можем сделать вывод, что деньги – это особый товар, на который имеется спрос и предложение. Познакомившись с особенностями спроса и предложения товара, я сделала вывод, что определяющим фактором спроса и предложения является цена товара: спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены. На спрос на деньги влияют три фактора: рост цен, процентная ставка и реальные доходы. Предложение денег всегда фиксировано и определяется государством