Бухгалтерский и налоговый учет имеют множество отличий, в связи с чем предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат.

Именно поэтому возникает необходимость упрощения налогового учета, максимального приближения его показателей к системе бухгалтерского учета. Такая проблема носит государственное значение и является актуальной темой в настоящее время.

Целью бухгалтерского учета является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании которой можно судить о результатах деятельности организации, что невозможно сделать, пользуясь данными налогового учета. Именно бухгалтерская отчетность необходима для решения о предоставлении организации кредита или займа, только по Б(Ф)О можно судить об экономическом положении организации.

Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

  • создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.
  • создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения.

На примере ООО «Харти» рассмотрим взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета.

В данной организации, бухгалтер старается минимизировать затруднения и нагрузку в ведении бухгалтерского и налогового учета.

В настоящее время существует три направления сближения взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета:

  • ведение бухгалтерского и налогового учета отдельно друг от друга, при этом регистры налогового учета обязательны;
  • максимальное сближение двух видов учета, на данном этапе налоговые регистры не нужны;
  • организация ведет аналитический бухгалтерский учет, который необходим, чтобы учитывать отклонения, возникающие при различии в правилах учета. В данном методе корректировок регистры необязательны.

Общество стремиться ко второму виду сближения бухгалтерского и налогового учета. Он предполагает, максимальное сближение двух систем учета.

Модель ведения бухгалтерского учета

Модель ведения бухгалтерского учета

В данной модели используются регистры бухгалтерского и налогового учёта. Основанием для составления аналитических регистров налогового учёта являются как первичные учётные документы, так и регистры бухгалтерского учёта, и бухгалтерские справки. Такая модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учёта и, в конечном счёте, сближает две системы учёта.

В ООО «Харти» существуют несколько вариантов сближения бухгалтерского и налогового учета, которые предприятие указало в учетной политике и старается их придерживаться. Варианты сближения бухгалтерского и налогового учета представлены в таблице 1.

Варианты сближения бухгалтерского и налогового учета

Элемент учетной политики Варианты сближения
Перечень прямых расходов установление одинакового перечня прямых расходов
Определение стоимости основных средств определение в бухгалтерском учете стоимости основных средств на основании Классификации
Метод ведения налогового учета применение метода начисления
Метод начисления амортизации применение линейного метода начисления амортизации
Амортизационная премия необходимо отказаться от амортизационной премии в налоговом учете

 

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, во – первых перечень прямых расходов: в соответствии со ст. 318 НК РФ организация самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В бухгалтерском учете предприятие также вправе включать в состав прямых расходов любые затраты, непосредственно участвующие в производстве. Таким образом, бухгалтеру рационально установить единый перечень прямых расходов, исходя из специфики деятельности предприятия. Это значительно упростит учет и не приведет к возникновению разницы.

Срок службы основных средств в налоговом учете компания обязана определять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. В бухгалтерском законодательстве предоставляется свобода действий компании по этому вопросу. Стало быть, согласно учетной политике при определении срока полезного использования основные средства в бухгалтерском учете фирма будет ориентироваться на ту же классификацию и расхождений не возникнет.

Налоговый учет необходимо вести методом начисления, т.к. при кассовом методе учета сближение бухучета и налогового невозможно, поскольку не совпадает отражение хозяйственных операций.

В бухгалтерском и налоговом учете разные способы начисления амортизации, но общим является линейный способ.

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового учета, отсутствует понятие амортизационной премии. И если фирма в налоговом учете будет применять амортизационную премию, то это приведет к разницам по ПБУ 18/02.

Таким образом, наблюдается практическое сближение налоговой и бухгалтерской политики и учета в ООО «Харти», это способствует упрощению учета и сокращению времени работы бухгалтера.

Налоговая и бухгалтерская учетная политика направлена на сближение двух систем учета, т.к. это менее трудоемко и требует меньше затрат.

Налоговый учет и бухгалтерский учет, в некоторых моментах противостоят и дополняют друг друга, но каждый из них необходим на предприятии, поэтому налогоплательщики организации ведут два учета.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here