История казачества, его возрождение, быт, традиции, все это становится актуальным для российского общества, характеризующееся сложными и противоречивыми социальными и политическими процессами. Возникли и развились новые социальные группы, на политической арене появлялись разнообразные общественные организации и объединения. Особое место среди них занимали казачьи организации. Возрождение казачества стало в 90-е гг. XX в. выражением социальной активности в области исторического самосознания и самоутверждения его последователей.

Казаки на протяжении нескольких столетий жили по особому традиционному укладу, основанному на общинном землепользовании, самоуправлении, военной службе при ношении своей униформы и фамильного оружия. После установления советской власти в России казачество юридически перестало существовать, начался долгий и трагический процесс расказачивания. Многие казаки были репрессированы, высланы в отдаленные районы страны и забыли о своем происхождении.

В современных условиях возрос интерес к возрождающемуся российскому казачеству как к организованной части российского общества, объединенной вокруг патриотической идеи, провозглашающей при этом демократические лозунги и преследующей определенные политические цели. Сложностью и неоднозначностью становления казачества, неопределенностью его современной и будущей роли в российском обществе, места в структуре общества, а также необходимостью регулирования его развития обусловлена социально-политическая актуальность изучения казачества в постсоветской России.

В научной сфере на протяжении многих лет темы, связанные каким-либо образом с проблемой казачества, не исследовались. В настоящее время казачество как социальное явление все больше привлекает внимание прессы и ученых, органов центральной и региональной власти России. Оно достаточно многочисленно. В начале 1990-х гг. в стране насчитывалось примерно 5 млн. потомков казаков. Поэтому в процессе изучения казачества должны учитываться многие свойства и отношения, его характеризующие. Оно не может быть сведено только к изучению казаков как исторической социально- этнической группы. Важное место должно быть уделено развитию и деятельности казачества. Остаются открытыми вопросы — чего сейчас добиваются и кого поддерживают казаки, можно ли их воспринимать как самостоятельную политическую силу? Ответить на них и оценить перспективы казачества возможно только путем осмысления этого явления в контексте его развития в современном российском обществе. Этим обусловлена научная актуальность данного направления исследований.

Казачество на Задонской земле.

О казачестве и его становлении мы узнаем из истории создания Задонского тракта, который являлся основной дорогой, связывающей Москву и территорию Войска Донского. В связи с этим, начали появляться казачьи поселения на задонщине. Самыми известными и в наше время являются села Донское и Нижнее казачье, которые были основаны елецкими казаками в конце 17 века.

В своей работе мне хотелось бы рассказать о деятельности казачества на Задонской земле в наши дни.

Казаки станицы «Казацкая» с. Казаки Елецкого района совершили паломническую поездку в Задонск. Посещение святых мест было приурочено трехлетию создания общины. Атаман станицы Геннадий Николаевич Иванов совместно с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Елецкой епархии иереем Дионисием Тепляшиным составил маршрут поездки. Глава казацкого сельского поселения Скворцов Владимир Николаевич и помощник главы Геннадий Павлович Малявин поддержали казаков и приняли активное участие в мероприятии.

В этот день, да и, собственно, как всегда, Церковь, светская власть и казачество были едины. Казаки посетили мужской монастырь, каждый приложился мощам святителя Тихона Задонского. Инок Тихон рассказал об истории и святынях монастыря. Пройдя по территории обители, паломники направились в Тюнинский женский монастырь. Зимним пейзажем предстали казакам красоты монастыря. Помолившись и приложившись святыням, паломники не удержались и сделали на память общую фотографию на фоне храма. Следующее место взбодрило всех казаков. Этим местом оказался святой источник Тихона Задонского. Словно из бани выходили казаки из купальни. Улыбка и пар придавали казакам облик настоящего русского человека. Правда, маленькие казачата не решились окунуться в источник. Но все еще впереди…

Были на нашей земле и хопёрские казаки. По приказу Войскового атамана Всевеликого Войска Донского отправилась в город Задонск, для встречи патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ночью 25 августа 2010 года.

Свободных мест в пятидесятиместном автобусе не было. Остальные ехали на микроавтобусах. На рассвете все благополучно прибыли на место, в Богородице-Тихоновский Тюнинский епархиальный женский монастырь, как раз ко времени начала работы купели (место для купания в святом источнике). Нам повезло — в столь ранний час паломников ещё было немного и мы, отстояв небольшую очередь, оказались в помещении купели. Соблюдая ритуал обряда: прочитав молитву, перекрестившись, каждый трижды окунулся в холодную воду источника. Говорят, свойства святой воды таковы, что невозможно заболеть, даже если купаться в лютый мороз, а летнее утро было тёплым и воздух лёгкий, «живой», насыщенный кленово — дубовым ароматом согревал и пьянил. Сразу почувствовалась бодрость и лёгкость в теле. История создания святой купели такова: Святитель Тихон любил посещать это тихое безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. Здесь наедине с чудесной природой, предаваясь богомыслию, он создал труд своей жизни «Сокровище духовное от мира собираемое».

Святитель обустроил источник, который является теперь целебным. И, вскоре недалеко возник скит, на месте которого, благодаря усилиям тамбовского помещика Василия Петровича Воейкова и его щедрого пожертвования новый задонский мужской монастырь был высочайше утверждён императором Александром II 31 мая 1873 года. После революции 1917 года монастырь постигла участь большинства русскихмонастырей. В декабре 1920 года он был закрыт по решению Задонского уездного исполкома. 29 апреля 1991 года монастырская территория в пределах монастырской ограды огромными усилиями и трудами вновь была возвращена Русской Православной Церкви. Неисповедимым промыслом Божиим теперь здесь, под молитвенным покровом святителя Тихона Задонского, собрались сестры. Далее наш путь лежал в сам городок Задонск. В шесть часов, поставив транспорт на стоянке, у стен мужского Рождество-Богородицкого Задонского монастыря, отправились по вымощенному плиткой тротуару, вверх к боковому входу. На площади перед собором Владимирской иконы божией матери уже начали собираться паломники и казаки. Сам собор был полон верующими.

Монастырь поражает своим величием, благолепием, порядком, чистотой. В далеком 1395 году Тамерлан со своим войском шел на Москву, оставляя за собой одни пепелища. Эта угроза была страшнее всех предыдущих татаро- монгольских нашествий. Уповали только на Бога и Пресвятую Богородицу. Московский князь Василий Димитриевич (сын Димитрия Донского) приказал принести из Владимира в Москву чудотворную икону Пресвятой Богородицы (ставшую с тех пор именоваться Владимирской). В день встречи иконы в Москве (сретения), 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 г., и произошло чудо. Божия Матерь, окруженная Московскими святителями и небесным воинством, явилась Тамерлану во сне и приказала уйти с Русской земли. Тамерлан развернул свои войска и ушел! А на месте встречи иконы москвичами был основан Сретенский монастырь.

Около 1610 года ( во времена «смутного времени» ) два выходца из Сретенского монастыря, иноки Кирилл и Герасим, взяв с собой список с чудотворного первообраза Владимирской Божией Матери, пришли к Дону, в эти тогда еще дикие казачьи места. Может быть, потому, что где-то здесь и было явление Пресвятой Богородицы Тамерлану.

На красивейшем придонском холме, неподалеку от дороги из Ельца в Воронеж, ими и был основан Тешевский монастырь, позже переименованный в Задонский. Главным храмом обители стал храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Икона Владимирской Пресвятой Богородицы, с которой Кирилл и Герасим пришли из Москвы, также оказалась чудотворной. В 1692 году страшный пожар уничтожил весь монастырь со всем имуществом — и только этот образ был найден на пепелище неповрежденным. Во многом процветанию Задонской обители помогали многочисленные паломники.

По преимуществу это были казаки Войска Донского, которые оказывали значительную помощь Задонскому монастырю. Так, к примеру, внутри монастыря, покоилось тело старшего сына атамана Войска Донского Василия и жены его Варвары Фроловых, который, возвращаясь из Москвы через Задонскую местность в Черкасск, опасно заболел и скончался в этом монастыре в 1742 году, где с дозволения начальства и был погребён под алтарём соборной Владимирской церкви. Именно по этому случаю его мать сделала многочисленные пожертвования на украшение Задонской обители.

До переселения в Задонскую обитель Святителя Тихона этот монастырь занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. Только отрадная устная беседа Святителя Тихона, его деятельная помощь бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к людям образованным, скромная подвижническая жизнь многих привлекли к этой обители. Когда же святой Тихон отошел к Богу, заупокойное моление о нем, гроб Святителя сделались живоносным источником для всех, с верою приходящих в Задонскую обитель и чтивших память этого праведника.

«Русский Иерусалим» — так стали называть Задонск в 19 веке за большое количество храмов и монастырей. 3 февраля 1763 года императрица Екатерина II назначила Тихона епископом Воронежским. Недолгим оказалось служение святителя Тихона в сане епископа Воронежского, всего 4 года и 7 месяцев. Но сделать за это время он успел гораздо больше, чем многие другие и до, и после него. Здоровье же его, и моральное и физическое, было совершенно подорвано. Не желая исполнять свои обязанности плохо, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении от должности и о дозволении избрать себе монастырь для проживания. Именно из кельи Задонского монастыря просиял на всю страну своими творениями величайший духовный писатель, «Российский Златоуст» — Тихон Задонский. Многие поколения православных были воспитаны на его книгах «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», и других. И в наше сложное время книги святителя не только не утратили своего значения, но приобрели еще большую актуальность.

В день официального прославления Тихона Задонского в лике святых и открытие его мощей для всеобщего поклонения были назначены на 13 августа 1861 г., день памяти святителя Тихона. Городу населением 7000 человек пришлось принять 300 000 паломников. Никаких помещений не хватало. Приехавшие на телегах и в повозках жили в них. Пришедшие пешком устраивались прямо на земле. Несмотря на неудобства, не было ни ссор, ни драк. Наоборот, в городе было тихо и благочестиво. Отовсюду слышалось чтение молитв и акафистов.

Думаю, что люди пришли по зову души. Никто не заставлял верующих проделывать долгий путь, ни в августе 1861 г, ни в августе 2010 для того, чтобы всем вместе отпраздновать 400 — летнюю годовщину создания Задонской обители, и присутствовать на патриаршей службе. Все терпеливо ждали прибытия патриарха. Казаки, порядка пяти сотен, выстроились в две шеренги, от ворот главного входа в монастырь до алтаря храма Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской, образовав живой коридор. Верующих собралось великое множество, говорят более пяти тысяч человек. Храм был полон. В 9.30. началась служба.

На богослужении присутствовали глава администрации Липецкой области О.П. Королев, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, атаман Всевеликого войска Донского депутат Государственной Думы казачий генерал В.П. Водолацкий, главы всех районов Липецкой области. Для тысяч людей, заполнивших всю территорию обители, богослужение транслировалось на специально установленных экранах. Множество верующих причащалось тут же в храме во многих местах. Казаки обеспечили порядок, не было сутолоки и давки. После многие люди подходили и благодарили нас за организацию и поддержания порядка. По окончании Литургии рака с честными мощами святителя Тихона была перенесена из Владимирского собора на монастырскую площадь, где Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен Задонскому чудотворцу. Затем Святейший обратился собравшимся с Первосвятительским словом.

Войсковой атаман собрал всех казаков, после своего визита к Патриарху, поблагодарил всех за службу, довёл до сведения казаков политику президента по отношению к казачеству, наградил отличившихся, и в очередной раз обратил внимание на недопустимость, так называемой атаманщины, когда один атаман и два казака, а считают себя «войском». Все были рады такому задушевному разговору. Верующие с любопытством и восхищением смотрели на казачий строй.

Вскоре должен был отъезжать Патриарший кортеж. Решили дождаться и когда он поравняется со строем поприветствовать Патриарха. Ждём. Стоим молча. Набрали в лёгкие воздух. Вот проехала первая машина, а их всего 15, да каких, вторая…, и вдруг третий автомобиль, в котором едет Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл останавливается, из него выходит он сам, подходит к атаманам, стоящим перед строем, и обращается к казакам со словами благодарности за их деятельность по возрождению казачества и духовно-нравственному воспитанию молодёжи. Такого поворота событий, мне кажется, никто не ожидал.

Говорят, что казачество, как военное сословие, ушло в предание. Называют наше движение игрой, ну что же – это молодецкая игра, как присказка к сказке, которая будет впереди, ибо наступило время духовных подвигов. На наших глазах, а нашему сбору дано войти в казачье предание нового времени, возрождается народное самоуправление с его традиционной демократией Казачьего Круга, с общинным землепользованием при соединении его с современными сельскохозяйственными технологиями. Основа семейного (надельного) хозяйствования – казачий пай, при непременном условии, что он в любых формах обладания им остается в руках работающего, передается по наследству и может быть сдан в аренду, но не может быть продан или передан в другие руки, минуя казачью общину. Это положение в значительной мере распространяется и на средства производства.

Мы исходим из того, что земля оплачена казачьей кровью и принадлежит коренному казачьему и неказачьему населению, в первую очередь тем, кто её обрабатывает, без всякого выкупа. Это касается и так называемых свободных земель, из которых должны быть созданы казачьи записные земли для образования новых хуторов, наделения малоземельных, выходцев с Дона, для развития коневодства и иных надобностей.

Недопустима передача земель мигрирующему населению автономий и других республик, продажа их частным, в том числе иностранным лицам, фирмам, кооперативам и акционерным обществам, создаваемым пришлым населением, которые выступят в роли работодателей. Это фактически бы означало попытку искоренения казачества, ибо казак — это хозяин собственной земли.

Статья на тему судьба казачества