4 августа 2013 года вступил в силу федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».  Внесенные поправки корректируют нормы бюджетного и административного законодательства. Закон уточняет понятия государственного (муниципального) финансового контроля. Вводит понятие видов, объектов и методов  государственного финансового контроля,  определяет  полномочия  органов, его осуществляющих.

Основанием для внесения изменений в КоАП РФ явилось несоответствие размеров административных штрафов, налагаемых за административные правонарушения, предусмотренные статьями о

  • нецелевом использовании бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов,
  • нарушении срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе,
  • нарушении сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.

Данные размеры были установлены в 2002 году и не соответствуют современной действительности, так как они:

  1. не адекватны совершенным правонарушениям;
  2. не реализуют свою предупредительную функцию;
  3. являются неэффективной мерой административной ответственности.

Так, например, административное наказание в форме взимаемого штрафа в размере 5 тыс. рублей за нецелевое использование бюджетных средств или невозврат бюджетного кредита (например, в размере 50 млн. рублей) не адекватно совершенному правонарушению.

В настоящее время существует множество примеров нецелевого использования бюджетных средств. Так, например, в одном из субъектов РФ средства (840 тыс. рублей), предназначенные для граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, направлены на оплату жилищного сертификата, выданного гражданину, жилье которого сгорело в результате короткого замыкания электропроводки.

С принятием данного закона, увеличились административные штрафы, налагаемые на должностных лиц за:

  • нецелевое использование бюджетных средств,
  • невозврат бюджетного кредита,
  • нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий,
  • нарушение порядка принятия бюджетных обязательств, нарушение запрета на размещение бюджетных средств,
  • невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля — теперь эта сумма колеблется в размере от 20 000 до 50 000 рублей.

Так же предложенные изменения предусматривают, что государственные и муниципальные служащие, в случае нарушения бюджетного законодательства могут быть лишены права занимать должности государственной (муниципальной) службы на срок от одного года до двух лет, а в некоторых случаях – до трех лет.

Практика осуществления бюджетного контроля, сложившаяся до введения данных изменений, свидетельствует:

  1. о неустановленной административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, за исключением нецелевого использования бюджетных средств;
  2. о невозможности привлечения к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств в связи с истечением срока давности – 1 год, принимая во внимание периодичность бюджетного контроля (1 раз в 2-3 года);
  3. а также о невыполнении принципа неотвратимости наказания.

Полагаем, внесение соответствующих изменений  в законодательство, увеличивших размер санкций за правонарушения в бюджетной сфере, позволит искоренить противоправные деяния в данной отрасли.

Статья на тему ответственность государственных служащих

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here