На сегодняшний день одним из наиболее актуальных вопросов в области налогового права России и ряда зарубежных стран, является реализация автоматического международного обмена финансовой информацией.

Юридической основой такого обмена выступает Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (далее -Конвенция), вступившая в силу на территории Российской Федерации (далее – РФ) 1 июля 2015 г.

Существует множество причин, объясняющих необходимость присоединения России к данной Конвенции:

  1. «повышение эффективности ведения борьбы с уклонением от уплаты налогов и противодействие вредоносной налоговой практике
  2. избежание двойного налогообложения», а также укрепление международных отношений между странами и так далее

 

Однако основной целью присоединения, по мнению автора, является наполнение государственной казны. Косвенно об этом указано в тексте пояснительной записки к федеральному закону о ратификации Конвенции: «в случае присоединения к Конвенции появится потенциальная возможность вернуть часть средств в бюджетную систему Российской Федерации (далее – РФ)…».

Хотелось бы подчеркнуть, что совокупный объем задолженности различных юридических лиц по всему миру, в том числе Канады, Турции, США и ряда других стран перед РФ составляет «6 млрд 236 млн 361 тыс. руб.», что является значительной суммой для российского бюджета.

Сам обмен информацией будет построен следующим образом. Первый этап: финансовые институты, например, кредитные, страховые и иные организации, собирают определенную информацию о своих клиентах; на втором этапе: передают собранную информацию в налоговые органы своей страны; на третьем этапе между налоговыми органы разных стран осуществляется обмен информацией .

В объем финансовой информации включаются сведения:

  1. об операциях, счетах и вкладах клиентов
  2. стоимости имущества клиентов и выгодоприобретателей, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность
  3. пенсионных счетах и так далее (более подробная информация указана в подпункте 5 ст. 142 «ФЗ о внесении изменений в часть 1 НК РФ»)

Кстати, Конвенция предусматривает 3 вида обмена информацией:

  • автоматический
  • инициативный
  • по запросу

К сожалению, на сегодня, реализация обмена информацией для России попросту невозможна, что объясняется, во – первых, «необходимостью адаптации налогоплательщиков к новым обязанностям», и, во вторых, «внесением изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями», поэтому начать обмен информацией планируется только с начала 2019 г.

На настоящий момент РФ уже присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (далее – Соглашение). Такое присоединение означает, что обмен будет осуществляться на основе разработанного ОЭСР стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах (Common reporting standard, CRS, далее – Стандарт), которым установлены содержательные и технические детали процесса обмена информацией. «Основной задачей Стандарта является установление для участвующих государств общего подхода к идентификации клиентов и собственно автоматическому обмену информацией, что позволит снизить издержки для финансового сектора, особенно международных групп».

Статья на тему Автоматический обмен налоговой информацией