Одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического     развития государства является успешное решение социальных задач. Институты микрофинансирования способны решить задачу удовлетворения растущего спроса на финансовые услуги начинающих субъектов предпринимательства и населения с низким уровнем дохода . На сегодняшний день в состав микрофинансовых институтов (МФИ) входят: микрофинансовые организации (МФО), ломбарды,  кредитные  потребительские  кооперативы  (КПК), сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) .

Значительную часть рынка микрофинансирования занимают ломбарды (48,5%) и микрофинансовые организации (21,7%).

Несмотря на удельный вес микрофинансовых организаций равный 21,7% в структуре всех небанковских профессиональных кредиторов, почти 40% портфеля микрозаймов приходится на займы микрофинансовых организаций.

Микрофинансовые организации (МФО) – это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность, внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Деятельность МФО регламентируется Федеральным законом №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Активный рост рынка микрофинансирования обусловлен отсутствием у части экономических агентов доступа к более выгодной альтернативе в виде банковского кредитования. Это объясняется следующими ключевыми причинами:

  1. низкая финансовая грамотность клиентов МФО;
  2. низкий уровень благосостояния значительной части населения;
  3. отсутствие либо ограниченное число офисов банков в отдельных регионах;
  4. несоответствие заемщиков требованиям банков.

Данные Центрального банка Российской Федерации свидетельствуют о том, что за период с 2011 по 2013 гг. рынок микрофинансовых организаций – один из самых развивающихся сегментов финансового рынка в Российской Федерации (рисунок 2).

Во II квартале 2016 года за неоднократные нарушения законодательства из государственного реестра исключены сведения о 163 МФО, ещё 154 МФО покинули рынок добровольно. При этом количество новых участников, пришедших на рынок, существенно снизилось: по сравнению с предыдущим кварталом количество МФО в реестре сократилось на 292 шт. до 3560 шт.

Неравномерность распространения микрофинансовых организаций на территории Российской Федерации подтверждает схема концентраци МФО, представленная на рисунке 4. Наибольшая концентрация МФО приходится на Центральный Федеральный округ, а именно 1100 шт. Остальные МФО расположены в следующем порядке: Сибирское управление 544 шт., Волго-Вятское 469 шт., Уральское 450 шт., Южное 410 шт. (в т.ч. 136 находятся в г. Краснодаре), Северо-Западное 348 шт., Дальневосточное 203 шт., Крым/Севастополь 21 шт.

Таким образом, можно сказать о том, что деятельность МФО – один из самых популярных сегментов российского рынка микрофинансовых институтов. На российском рынке преимущественно представлены организации, которые в большей степени ориентированы на получение максимальной прибыли, нежели на решение социальных задач.

Статья на тему Микрофинансовые организации

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here