Мировая практика регулирования финансовых рынков выделяет различные модели надзора – единый мегарегулятор; модель twin peaks; смешанные системы, – но на сегодняшний день нельзя сказать, что доводы в отношении преимуществ какой-либо из этих моделей являются весомыми.

Аргументация в пользу Центрального Банка не убедительна, в связи с чем, каждая страна имеет свой путь по построению модели регулирования финансового рынка.

Мегарегулятором считается ведомство, регулирующее и надзирающее за двумя из трех крупнейших категорий финансовых посредников, таких как: банки и страховые компании; банки и компании, работающие на рынке ценных бумаг; инвестиционные и страховые компании .

Главным мотивом перехода зарубежных стран к системе мегарегулирования была оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий, однако этот мотив наиболее характерен для небольших стран .

Политика Банка России – ставка на крупные банки и огосударствление банковской системы (такие выводы можно сделать из действий регулятора) – не может не тревожить большую часть банковской системы. Создается впечатление, что ЦБ РФ, как, впрочем, и монетарные власти в целом, не заинтересованы в развитии полноценного рынка и добросовестной конкуренции.

Отсутствие конкуренции ослабляет систему и приводит к росту угрозы системных рисков, при котором банк не принимает на себя в полном объеме ответственность за свои действия, перекладывая ее на государство (табл. 1).

Таблица 1 – Примеры регулирования секторов финансового рынка в зарубежных странах

Страна Банковский Финансовый Страховой
Австралия Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
Великобритания Мегарегулятор Мегарегулятор Мегарегулятор
 

Китай

 

Центральный банк

Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
 

США

 

Центральный банк

Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью
 

Индия

 

Центральный банк

Специальное агентство по надзору за финансовой деятельностью Специальное агентство по надзору за страховой деятельностью

 

Считается, что конкуренция специальных органов по регулированию различных отраслей финансового рынка – благо, тогда как усиление регулятивной монополии ведет к «окаменению» системы надзора и лишает ее внутренних стимулов для развития, при этом позволяя финансовым агентам осуществлять выбор режима регулирования.

Все это возможно эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор. Таким образом, в январе 2013 года Банк России наделен функциями мегарегулятора.

В качестве преимуществ и недостатков можно выделить следующие (табл. 2).

Таблица 2 – Преимущества и недостатки мегарегулирования финансового рынка России

Мегарегулирование финансового рынка России
Преимущества Недостатки
Возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе Резкий рост нагрузки как на орган надзора, так и на поднадзорные организации
Осуществление мониторинга всей финансовой системы в целом и быстрое обеспечение адекватной реакции Тенденция к установлению чрезмерно большого диапазона функций объединенного  надзорного  органа, которыевсвязи смонопольным положением регулятора становятся более жесткими     и     забюрократизированными, чем у специализированных агентств
Концентрация информации и полномочий по регулированию в одном регуляторе   позволяет применять адресный   надзор,   учитывающий специфику «молодых» слаборазвитых секторов Повышение «риска злоупотреблений» во всей финансовой системе
Экономия масштаба, выражающаяся в том, что одну структуру дешевле содержать, чем несколько Опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего     внимания к специфике     отдельных секторов финансовой системы
Унификация стандартов финансовой отчетности, что позволяет устранить существующую разнородность в формах документов и сократить их количество Низкая эффективность надзора в переходный период

 

Мегарегулятором было реализовано немало важных шагов способствовавших укреплению национального финансового рынка:

  • при Банке России созданы Экспертный совет по рынку долговых инструментов и Экспертный совет по секьюритизации финансовых активов;
  • заработал операционно-клиринговый центр НСПК;
  • завершены работы по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений.

На сегодняшний день прошло не так много времени, чтобы иметь возможность подвести итоги реформы по созданию мегарегулятора на финансовом рынке России. Принимая во внимание геополитическую ситуацию и многочисленные риски, выбранной модели регулирования, мегарегулятору, однако, удалось реализовать некоторые стимулирующие меры, которые поспособствовали укреплению финансового рынка страны, в том числе за счет повышения эффективности контроля над его сегментами.

Статья на тему Мегарегулирование финансового рынка

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here