Бутько Людмила Васильевна
профессор кафедры конституционного и международного права
Юридический институт НИУ «БелГУ» доктор юридических наук, профессор
(Россия)

Лепешкина Ольга Викторовна
доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина
кандидат юридических наук, доцент
(Россия)

 

Конституционное (государственное) право в отраслевой системе российского права наделено особым статусом, обладает совокупностью качеств, позволяющих не только отличать его от других элементов системы, но и определять ведущее положение в механизмах правового регулирования. Такие характерные черты конституционного права объясняются функциональными особенностями норм данной отрасли и содержанием регулируемых ими общественных отношений. В свою очередь динамика изменений предмета правового регулирования данной отрасли указывает на закономерности трансформации не только конституционного, но и других элементов системы права, подтверждая тем самым его интеграционные качества и особый статус.

В последние годы в характеристиках указанных закономерностей наметились изменения, актуализировавшие доктринирование проблем конституционно-правовой науки в русле диалектики обновления.

С опорой на обновленные концепты выстраивается логическая последовательность объяснения природы конституционных норм, определения доминирующего положения конституционного права в системе российского права. В таких условиях предметом доктринирования становится ответ на вопрос об интегративных свойствах конституционного права с ориентацией на их дифференцированные характеристики. Приоритетом пользуются качества и особенности конституционно-правовых норм и закрепляемых ими отношений, сочетающие традиционализм с современными их модификациями.

В первую очередь напомним о выполнении нормами конституционного права учредительной функции, обеспечивающей первооснову, возможность и исходные начала правового регулирования всей системы общественных отношений во всех сферах их проявления: экономической, политической, социальной и т.д. С учетом этой особенности выстраивается институциональная система самого конституционного права и предопределяется классификаторная основа построения правового пространства, используемые в нем аналитические и информационные связи и услуги.

Нормы конституционного права выполняют также системообразующую функцию, суть которой в том, что они, первично представленные в конституционном праве, получают свое развитие и конкретизацию в нормах других отраслей российского права. К примеру, нормы Конституции, закрепляющие основные права граждан, преломляются в нормах практически каждой отраслевой системы:

  • право на образование конкретизируется в образовательном праве;
  • право на социальное обеспечение и защиту конкретизируется в социальном праве и др.
  • В конечном итоге каждая из отраслей российского права имеет свое начало в нормах конституционного.

Традиционализм конституционного права выражается в том, что его нормы обладают повышенной юридической силой, все иные нормы права не должны им противоречить. Нормами конституционного права учреждаются важнейшие ценности – статус государства, личности, общества, эти нормы получают свое дальнейшее развитие в нормах других отраслей права и потому являются для них исходными. Указанное свойство конституционно- правовых норм дополнено сегодня тем, что они выполнили учреждение системы источников права в государстве с учетом его федеративного устройства, возглавляемой универсальным для всех отраслей источником – Конституцией. При этом обеспечена уникальность системы источников самого конституционного права, в числе которых, кроме Конституции Российской Федерации, такие специфические источники как конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные и региональные конституционные законы, текущие законы, публичные декларации и договоры, документы международного и конвенционного права и др.

Заметим, что благодаря указанным особенностям конституционно- правовой наукой в 60-70 годы прошлого столетия была обоснована модель системы советского права, представленная в виде пирамиды, возглавляемой советским государственным правом.

Интегрирующее начало несет в себе и предмет правового регулирования конституционного права, включающий:

  1. отношения, выражающие основы конституционного строя, основы правового положения личности, основы организации государственной власти и местного самоуправления;
  2. отношения, возникающие по поводу формирования и реализации федеративной формы государственного устройства, функционирования органов законодательной власти и институтов непосредственной демократии.

Сложность, иерархичность и многоуровневость предмета конституционно-правового регулирования, объединяющего отношения, в которых проявляется вся палитра взаимодействия личности, общества и государства, предопределили не только указанные выше качества норм конституционного права, но проблему дефинирования самого предмета конституционного права. Ее суть в том, что специфика норм конституционного права лишает порой возможности четкого установления границ конституционно-правового регулирования. Это позволяет некоторым ученым включать в предмет данной отрасли не свойственные ей отношения, к примеру, отношения, связанные с установлением основ адвокатской деятельности. Но иногда приходится наблюдать ситуацию, когда отношения, требующие по своему общественно-политическому статусу и значимости конституционно-правового регулирования, остаются за рамками предмета данной отрасли права, или отличаются скудностью и недостаточностью конституционного внимания.

Решению названной проблемы способны помочь механизмы интегрирования конституционного права в другие элементы системы права на основе исторически сложившихся критериев их видового деления и с учетом параметров, трансформированных в процессе интеграции.

Важно при этом помнить, что для конституционного права его традиционные отраслевые характеристики, как элемента системы права, являются отправными и доминирующими. Именно они оказывают влияние на формат соотношения конституционного права с различными элементами системы права.

Сегодня деление права на составляющие его подсистемы не только в контексте их исторической обусловленности, но главным образом с учетом интегративных подходов к обоснованию самого права и порождаемых им явлений выводит юридическую науку на новый уровень элементного строения системы права – критерием систематизации предлагаются типологические признаки группы отраслей или подсистем, а элементами системы права становятся типы права, предопределяемые требованиями времени.

В контексте этой тенденции конституционное право предлагается перевести из статуса отраслевого элемента в тип права. В обоснование такого предложения приводятся аргументы, вполне заслуживающие внимания. О них мы уже писали ранее. В дополнение к сказанному отметим, что интегративные качества конституционного права позволяют ему представлять различные виды типов права.

В рамках того или иного типа отраслей права происходит внутреннее более детальное расчленение на типичные отрасли и институты. Такое деление стало необходимым потому, что традиционные отрасли и институты оказались не в состоянии вместить все многообразие норм, а также эволюционирующих признаков отрасли права. Обособление типов права стало возможным в результате происходящей в праве интеграции и самоорганизации, имеющей в своей основе самоорганизацию общественных отношений и явлений.

Содержание системы конституционного права раскрывается через описание ее элементов, взаиморасположение и соподчиненность которых может быть показана с помощью категории «структура системы права». Для построения такой структуры юридическая наука предлагает ряд элементов, каждый из которых в системе права выполняет определенное предназначение.

Системообразующими (опорными) элементами системы конституционного права, согласно теоретико-правовой науке, считаются: норма права, правовой институт, отрасль права. Для более углубленной дифференциации правового массива применяются и такие элементы как подотрасль, подинститут, субинститут, которые можно назвать вспомогательными, т.е. элементами второго порядка, востребуемыми при необходимости.

Важно учитывать определенную соподчиненность, т.е. иерархию указанных элементов. Из норм права формируется совокупность, именуемая отраслью права, имеющая свое внутреннее строение, в котором нормы рассредоточены по институтам и, если это необходимо – в элементах второго порядка. С учетом особой сложности конституционного права оно может делиться на подотрасли, объединяющие определенную часть институтов, а входящие в подотрасль институты – на подинституты. Каждый из перечисленных элементов в свою очередь состоит из конституционно- правовых норм. В итоге завершенным правовым образованием становится отрасль конституционного права, которая, отличаясь своей внутриотраслевой структурой, включается в общую систему права. Кроме того, формирование внутриотраслевых конституционно-правовых элементов, (т.е. деление норм на подотрасли, институты, подинституты) указывает еще и на этапы процесса создания конституционного права как элемента общей системы права.

Итак, первичным опорным элементом в системе конституционного права призваны стать нормы данной отрасли. Это весьма специфичный элемент, по своим признакам отличный от всех иных элементов, но объективно необходимый для создания любого другого элемента в системе конституционного права. Нормы конституционного права представляют собой исходный «строительный материал», своеобразные «кирпичики», из которых формируются все иные – простые, более сложные, масштабные элементы системы конституционного права. В свою очередь эти «иные» элементы (т.е., все, кроме норм) выстраиваются в иерархию над правовыми нормами, составляющими в совокупности данную отрасль права. В результате неупорядоченная совокупность норм приобретает важнейшее свойство упорядоченности – создается система отрасли конституционного права. В результате мы имеем образец технологии построения системы данной отрасли, который затем интегрируется в практику систематизации иных элементов системы права и законодательства.

Несмотря на то, что определение нормы права в теоретико-правовой науке относится к числу достаточно устоявшихся, важно помнить, что норму права не следует понимать упрощенно, ориентируясь только на то, что в ней представлен образ несложного, «элементарного» общественного отношения и правило поведения в нем субъекта права.

Интегративное качество нормы, как элемента системы права в целом и конституционного, в том числе, состоит в том, что она не только обеспечивает первичность правового учреждения, закрепления, регулирования общественных отношений, но и определяет необходимые векторы дальнейшего процесса правового регулирования. По этой причине норма права является отправной посылкой для последующих этапов правовой регламентации, логически последовательно расширяя и завершая последнюю, а в необходимых случаях изменяя параметры и содержание правового регулирования.

В норме конституционного права, как и в любой другой норме права, описывается три важнейшие ее составляющие:

  • первичная модель общественного отношения и положения в нем субъектов;
  • исходные, отправные правила их поведения;
  • меры ответственности, применение которых становится возможным в случае отступления субъекта от правил поведения, предписанных соответствующей нормой.

При этом степень обобщенности общественного отношения, представленного в норме конституционного права, может быть различной, что расценивается как одна из особенностей конституционно-правовых норм. Более высокая степень обобщенности представлена в нормах- принципах, нормах-целях, нормах-дефинициях. Норма, закрепляющая конкретное правило поведения, к примеру, запрет на агитацию в день выборов или ограничение принципа двойного гражданства, в силу схематичности изложения правила поведения, отличается меньшей обобщенностью описания предлагаемого общественного отношения.

В итоге мы имеем две разновидности норм, различия между которыми сориентированы на третий компонент, т.е. на меры ответственности и условия их применения. Нормы первой категории, как правило, не содержат этого компонента. Для норм второй категории он является обязательным.

Указанная особенность характерна в первую очередь для норм конституционного права, поэтому конституционно-правовая наука предлагает специально обоснованную концепцию особенностей норм конституционного права, отличающих эти нормы от норм других отраслей. Такая разработка выводит на понимание особенностей структуры конституционно-правовых норм, их содержания и функций.

Нормы конституционного права, как первичный элемент его системы, подвергаются систематизации, которая представляет собой рассредоточение, т.е. распределение этих норм на отдельные совокупности (группы) по институциональному или подотраслевому признаку. С учетом этого относительно завершенное представление о системе конституционного права складывается на основе знаний, во-первых, о нормах данной отрасли права, во-вторых, о сложившихся и включаемых в систему отраслевых элементах конституционного права.

И поскольку отраслевое обособление норм права считается наиболее устойчивым, стабильным и удобным для целей правоприменения, система конституционного права как категория обеспечивает устойчивость и стабильность внутрисистемных связей, информационное взаимодействие элементов, преемственность в их развитии и обновлении, последовательность и завершенность правового регулирования общественных отношений, достижение эффективности правоприменения. В итоге эта система выполняет роль «дорожной карты», путеводителя по всему правовому массиву для отыскания необходимой для применения нормы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here