Беляев Валерий Петрович
профессор кафедры теории и истории государства и права
Юго-Западный государственный университет
доктор юридических наук, профессорБеляева Галина Серафимовна
профессор кафедры административного права и процесса
Юридический институт НИУ «БелГУ»
доктор юридических наук, доцент
Необходимо отметить, что в общественно-политическом лексиконе и правовой системе цивилизованных государств определение понятия «национальные интересы» традиционно является дискуссионным вопросом.
Более того, некоторые зарубежные ученые вообще подвергают сомнению объективность понятия «национальные интересы». Так, по мнению Р. Арона, «для ученого, исходящего из объективного интереса в объяснении поведения людей и социальных общностей, опасность состоит в неизбежности соскальзывания на путь произвольного «конструирования» интересов».
Схожей позиции придерживается французский специалист в области международных отношений Ж.Б. Дюрозель, когда отмечает: «Было бы, конечно, хорошо, если бы существовала возможность определить объективный национальный интерес. Тогда можно было бы довольно просто исследовать международные отношения путем сравнения национального интереса, предлагаемого лидерами, и объективного национального интереса. Беда, однако, состоит в том, что любое размышление об объективном национальном интересе является субъективным».
Обращает на себя внимание то, что даже в тех, случаях, когда национальные интересы признаются «двигателем» формирования государственной политики государства, спорные моменты возникают при выявлении сущности и содержания данной категории.
В первую очередь, они обусловливаются точностью перевода словосочетания «national interest», наиболее распространенным русским аналогом которого является понятие «национальный (национально- государственный) интерес».
Кроме того, в англо-американской и европейской политической науке в содержание понятия национального интереса никогда не вкладывалось этнического содержания. Так, например, гражданином США признается любой гражданин, имеющий американский паспорт и более не обремененный своей изначальной историей, этнической культурой, традициями предков. Такая концепция получила наименование «плавильный котел или плавильный тигель (англ. melting pot), в соответствии с которой формирование американской национальной идентичности происходило по формуле культурного и биологического «сплавления», «смешивания» всех народов в единую американскую нацию. По словам американского исследователя А. Манна, «сама фраза «плавильный котел» стала национальным символом этого столетия».
В современной российской правовой традиции понятие нации базируется на положениях Конституции Российской Федерации, в преамбуле говорится, что она принимается многонациональным (подчеркнуто нами – авт.) народом России, «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство… возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократических основ, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества»3. Исходя из этого, можно заключить, что основными и неизменными национальными интересами для Российской Федерации являются обеспечение прав и свобод человека, сохранение суверенитета и государственного единства, построение гражданского общества, развитие демократии, решение экономических проблем, усиление позиций России и ее авторитета на международной арене.
Таким образом, возможен вывод о том, что формирование национальных интересов представляет собой длительный эволюционный исторический процесс, происходящий в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В таком качестве национальные интересы представляют собой общественно-исторический феномен и не могут существовать независимо от сознания их носителя – конкретной нации.
Теперь рассмотрим особенности нормативно-правового закрепления и реализации национальных интересов США и России.
Прежде всего, национальные интересы США закрепляются в доктринальном документе стратегического управления – Стратегии национальной безопасности США, корректируемой, как правило, один раз в 5-6 лет. Стратегия национальной безопасности в данном государстве представляет собой некий интеллектуальный продукт, совокупность взаимосвязанных идей в области управления тенденциями, реальными и прогнозируемыми, для защиты постоянных интересов общества и государства.
В целом, сложившееся в течение более 200 лет доктринальное видение национальной безопасности и, соответственно, национальных интересов в США имеет следующую структуру: фундаментальные (постоянные) национальные интересы; обеспечение безопасности, процветания и свободы американского народа; соответствующая миссия страны на данном историческом этапе (подлежащая корректировке каждым вновь избранным президентом США).
Характерно, что фундаментальной основой формирования Стратегии национальной безопасности США является американская либеральная система ценностей, закрепленная в доктринальных государствообразующих документах, таких, как Декларация независимости, Конституция США и Билль о правах3.
Стратегия национальной безопасности разрабатывается Советом по национальной безопасности США, рассчитана на высший уровень государственной политики и призвана решать глобальные задачи. В ней находят свое отражение интересы государства и направления их реализации. Последняя действующая (обновленная) редакция Стратегии национальной безопасности США (National Security Strategy или NSS) была обнародована администрацией президента США Дональда Дж. Трампа 18 декабря 2017 года. Как и прежде, данный документ посвящен анализу существующих и потенциальных вызовов безопасности страны, а также способов противодействия имеющимся угрозам. Основной лейтмотив данного документа отразился в словах президента США, презентующих данную стратегию:
«Первоочередной долг нашего государства перед народом заключается в том, чтобы служить его интересам, обеспечивать его безопасность, отстаивать его права и защищать его ценности».
В анализируемой Стратегии определяются четыре жизненно важных национальных интереса (т.н. «основополагающие столпы»):
- защита территории США, американских граждан и американского образа жизни;
- содействие процветанию Америки;
- сохранение мира через силу;
расширение американского влияния. Кроме того, излагаются главные вызовы и тенденции, влияющие на положение в мире, среди которых:
- ревизионистские державы (включая Китай и Россию);
- региональные диктаторы;
- террористы из джихадистских организаций.
Помимо противодействия внешним угрозам, значительное внимание в анализируемом документе уделено развитию американского благосостояния – поддержанию сильной экономики, защищающей американский народ, укрепляющей его образ жизни и поддерживающей американскую мощь.
Также говорится о необходимости лидирования в области научных исследований, технологий и инноваций, энергетическом превосходстве Америки.
В целом же, можно говорить о сохранении преемственности новой Стратегии национальной безопасности США по отношению к предыдущим правовым документам в данной сфере и традиционным американским национальным ценностям, закрепленным в Конституции США.
В свою очередь, в Российской Федерации национальные интересы также закреплены в Стратегии национальной безопасности, базовом документе перспективного планирования, плановое обновление которого должно происходить раз в шесть лет, что схоже с американской практикой в этой сфере.
Действующая Стратегия национальной безопасности РФ 2015 года основывается на нормах Конституции РФ, текущего законодательства, определяет национальные интересы, цели, задачи России в области внутренней и внешней политики, стратегические национальные приоритеты государства на современном этапе и меры по обеспечению национальной безопасности.
Согласно тексту Стратегии национальной безопасности РФ, национальные интересы РФ определяются как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Национальные интересы тем самым находятся в прямой взаимосвязи с национальной безопасностью, поскольку, согласно п. 6 названной Стратегии обеспечение национальной безопасности есть реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов (подчеркнуто нами – авт.).
В данном случае обеспечение национальных интересов может быть представлено в качестве обобщенного критерия для определения безопасного (опасного) положения, согласно которому нация (государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится жертвовать своими национальными интересами, и когда она в состоянии защитить эти интересы посредством политических, экономических, военных и других действий.
Подчеркнем, что правильно сознаваемые и закрепляемые интересы могут обеспечить национальную безопасность государства, ее устойчивое, прогрессивное развитие, а неверно сформулированные, напротив, – дезорганизовать, дезориентировать, привести к кризису и стагнации.
Изучение текста Стратегии национальной безопасности РФ (п. 30) свидетельствует о том, что национальные интересы формулируются как направления удовлетворения потребностей, приоритеты и ориентиры деятельности. К ним относятся: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
Таким образом, национальные интересы современной России имеют свою специфику, обусловленную экономическими, политическими, социальными, этническими, культурными и геополитическими особенностями российского общества и составляют основу функционирования как государственного механизма в целом, так и механизма обеспечения национальной безопасности. На их основе создаются экономические и политические программы, формируются планы и концепции, принимаются законы и иные нормативные правовые акты. Предназначение важнейшего национального интереса заключается в сохранении национальных ценностей и отражении возникающих угроз.
В итоге, отметим, что в современном мире сложились различные традиции и культура восприятия, правового закрепления и практики реализации национальных интересов. В то же время единым объединяющим началом является их понимание как обобщающего консолидирующего понятия, объективно значимых потребностей личности, общества, государства как единого целого, снимающих противоречие между интересами государства гражданского общества, без нормативно-правового закрепления и государственного обеспечения которых государство в качестве суверенной организации на международной арене существовать не может.