Малько Александр Васильевич
директор Саратовского филиала Института государства и права РАН
доктор юридических наук, профессор
заслуженный деятель науки РФ
главный редактор журнала
«Правовая политика и правовая жизнь»

В XXI веке активно создается теория правовой политики, отражающая собой многогранную реальность: процессы оптимизации права, пути юридического развития общества, способы полноценного выстраивания его правовой системы и т.д. Категория «правовая политика» начинает формироваться, по сути, только тогда, когда возникает жизненная необходимость в явлении «правовая политика», в соответствующей системной, последовательной и научно обоснованной деятельности в сфере правового регулирования, когда право начинает высоко цениться и с ним связывают возможность усовершенствования государства – доведения его до уровня правового государства.

Свидетельством бурного исследовательского «бума» выступают многочисленные научные разработки названной проблемы, выражающиеся в

  • публикациях (статьях, диссертациях, монографиях, словарях, концепциях);
  • внедрение таких наработок в учебный процесс вузов в виде соответствующих учебных пособий и курсов лекций;
  • проведение по указанной тематике различных научных мероприятий (от конференций и круглых столов до методологических семинаров);
  • открытие научно– образовательных центров, исследующих правовую политику и осуществляющих «доставку» полученных научных данных до обучающихся;
  • создание профильных научных журналов и издание тематических сборников, оказывающих разработчикам обозначенной категории необходимое доктринальное сопровождение.

Создаются специализированные структуры (институты) по изучению данного феномена. В частности, в 2000 году был открыт Саратовский филиал Института государства и права РАН, основной целью которого стало исследование различных проблем правовой политики. В Казахстане (г. Астана) при Казахстанском государственном юридическом университете создан и действует Институт правовой политики и конституционного законодательства, в Германии при Университете г. Трир функционирует Институт правовой политики, в Венгрии – Институт конституционной и правовой политики.

В силу того, что правовая политика стала выступать объектом исследования целого ряда структур, ее проблемы теперь изучаются постоянно и системно.

Нужно отметить, что все усилия по исследованию правовой политики направлены, прежде всего, на то, чтобы создать ее теорию, которая приобретает в современных условиях все более важное и практическое значение.

Что такое правовая политика?

Под правовой политикой предлагаю понимать научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой жизни общества и личности.

Иными словами, если право, как известно, призвано регулировать общественные отношения, то правовая политика призвана усовершенствовать само право, правовую систему в целом.

В конечном же счете сама правовая жизнь «призвала» к себе на службу правовую политику. Здесь вполне уместна следующая аналогия: например, на социальное развитие, социальную систему и социальную жизнь призвана влиять социальная политика, на экономическое развитие, экономическую систему и экономическую жизнь общества призвана влиять экономическая политика, на правовое же развитие, правовую систему и правовую жизнь общества призвана целенаправленно влиять именно правовая политика.

Отсюда, одним из важнейших приоритетов правовой политики современного российского общества выступает выработка стратегии развития его правовой системы. Именно в рамках данной политики определяются основные направления эволюции правовой системы, разрабатывается алгоритм ее усовершенствования.

Несомненно, при формировании подобной стратегии следует базироваться на недавно принятом Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который содержит ориентиры для развития всех сегментов правовой системы общества, для всех участников юридической деятельности. Особое значение вышеназванный закон имеет для нормативной основы правовой системы, для правотворчества. В частности, он дает возможность перейти, наконец, к принятию новых законов на основе юридического прогнозирования. Верно отмечается в прессе, что сейчас главное – перейти от «стремительно принимаемых законодательных решений» к «стратегическому видению».

Цели и задачи правовой политики

Правовая политика, с помощью которой формируется стратегия развития правовой системы России, призвана:

  • организовать ядро правовой системы — право, ее нормативно– правовые основы. Речь идет о выявлении неурегулированных правом общественных отношений, которые в этом нуждаются, в определении целей и соответствующих средств правового регулирования, в чем собственно и заключается одна из главнейших задач любой правовой политики. Например, немало Интернет-отношений еще не охвачены должным «правовым вниманием», миграционные вызовы и угрозы тоже далеко не всегда четко юридически упорядочены. Кроме того, важно с помощью правовой политики не допускать и устранять юридические коллизии, противоречия, различного рода несогласованности, существующие в правовой системе, другими словами, важно упорядочивать в ней юридическую информацию. Как известно, признание принципов и норм международного права, международных договоров РФ составной частью ее правовой системы, рост количества не только общефедеральных, но региональных и муниципальных нормативных актов и т.д. не могли не привести к увеличению различных нестыковок и рассогласований в правовом пространстве России;
  • наладить внутренние связи между элементами правовой системы (правом, юридической практикой, господствующей правовой идеологией и т.д.), консолидировать их для достижения общегосударственных целей;
  • активно содействовать интеграции правовых систем Крыма и Севастополя (как новых субъектов Российской Федерации) в общефедеральную правовую систему России;
  • организовать взаимодействие правовой системы и ее элементов с экономической, политической, нравственной и иными системами и ее отдельными элементами;
  • создать условия для эффективного взаимодействия национальной, наднациональной и международной правовых систем. В частности, интеграционные процессы, в которые включается современная Россия – неизбежный этап развития не только нашей страны, но и ряда стран СНГ.

Интеграция в экономической сфере, а речь сейчас идет о создании с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, просто элементарно выгодна. В частности, единый рынок становится одним из основных источников роста экономики России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргыстана. Интеграция не только облегчает движение рабочей силы, капитала, товаров и услуг, но и приводит к улучшению жизни граждан и усиливает взаимопроникновение культур.

Вместе с тем, чтобы Евразийский экономический союз создавался как эффективная структура, необходима соответствующая правовая политика в этой сфере. Другими словами, здесь нужна системная, последовательная и научно обоснованная деятельность со стороны государств–участников вышеназванного союза. Подобная политика должна быть направлена на то, чтобы устанавливать своевременные и действенные правила поведения (договорные и нормативные правовые основы), на базе которых будет образован и будет действовать данный союз. Подобная политика требуется и для того, чтобы избежать тех ошибок, которые были совершены при создании Европейского союза. Например, важно обеспечить интеграцию в реальном секторе экономики на принципах равенства.

Что касается практических аспектов правовой политики, то, нужно признать, что в современной России полноценной правовой политики пока нет. Разумеется, есть определенные контуры, попытки ее формирования. Но явно не хватает в нашей юридической жизни научно обоснованных, последовательных и системных действий, как со стороны органов государства, так и со стороны институтов гражданского общества.

Какие знания правовой политики могут помочь практике?

Прежде всего, здесь важную роль может сыграть разработка доктринальных документов, в которых воплотятся различные концепции правовой политики.

Во-первых, на основе складывающейся теории правовой политики следует создать Концепцию правовой политики в РФ как общий документ, охватывающий своим влиянием все правовое развитие общества. Настало время выстраивать программу последовательных и долгосрочных юридических действий. Такого документа на сегодняшний день в России нет. Его нужно создавать и принимать на общегосударственном уровне, утвердив Указом Президента РФ (по примеру того, как сделано в Казахстане).

Хотелось бы отметить, что сотрудниками Саратовского филиала Института государства и права РАН и Саратовской государственной юридической академии подготовлен и опубликован подобный проект Концепции правовой политики в РФ уже в трех редакциях.

Проект концепции правовой политики представляет собой систему теоретических положений, отражающих взгляды на сущность, цели, принципы, приоритеты, направления, механизмы реализации и пути повышения эффективности правового регулирования в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Он разработан в целях гарантирования полноты и качества правового обеспечения основных направлений государственной политики, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также долгосрочных приоритетов стратегического развития России, провозглашенных в Стратегии развития страны до 2020 года, учитывая их преемственность и внутреннюю взаимосвязь.

Во-вторых, нужны более детальные концепции, конкретизирующие и развивающие общую. Необходимы концепции правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, правозащитной, судебной политики и другие.

Проекты и концепции правовой политики

Часть из названных концепций в виде доктринальных документов уже разработана. Так, проект концепции правовой политики стал основой для создания иных программных доктринальных правовых документов, например, проекта Концепции антикоррупционной политики в РФ, проекта Концепции правотворческой политики в РФ, проекта Концепции правоохранительной политики в РФ.

Другие проекты документов находятся на этапе доработки. В частности, сейчас усиленными темпами дорабатывается проект Концепции правозащитной политики в РФ, который переведен на немецкий язык и был презентован мною во время чтения лекций в Трирском университете (Германия) сотрудникам Института правовой политики, действующего в рамках вышеназванного университета. Это сделано как для того, чтобы проинформировать наших немецких коллег, так и, по возможности, чтобы узнать экспертное мнение о данном доктринальном документе.

Третьи необходимо еще только разрабатывать. Например, нужно общими усилиями (учеными из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргыстана и России) разработать проект Концепции правовой политики в сфере создания Евразийского экономического союза как доктринального документа. В силу того, что доктрина должна идти впереди законодателя и правоприменителя, важно в названном документе дать характеристику современного состояния правовой жизни интегрируемых стран; рассмотреть общие положения, в частности систему понятий, которая будет использована в данном проекте; раскрыть содержание такой политики, обозначив ее цели и средства; показать ее основные направления и механизмы реализации; высказать предложения по формированию правовой системы Евразийского экономического союза и т.д. Другими словами, следует определить приоритеты политико-юридических «ходов», попытаться выстроить алгоритм соответствующих организационно-правовых мер, направленных на эффективное обеспечение обозначенных интеграционных процессов.

Рассматриваемые концепции призваны создавать алгоритм развития той или иной сферы юридической практики, показывать вектор «возможного осуществления» различных видов юридической деятельности.

Вышеназванные проекты концепций вполне могут стать ориентиром для структур гражданского общества, участвующих в формировании и практической реализации разных видов правовой политики, для органов государственной власти при подготовке и принятии правотворческих и правоприменительных решений, основой для научного и официального толкования юридических норм, а также разрешения правовых коллизий. Только выходя на концептуальный уровень, современная теория правовой политики сможет активно помочь и соответствующей юридической практике.

Однако и ученые подчас не всегда дают научный продукт в целостном, системной виде – в форме, например, концепций, разработанных проектов законов и т.д. Научные наработки будут выглядеть гораздо убедительнее и заметнее влиять на власть, на соответствующие правотворческие и правоприменительные структуры, если их давать в более концентрированном и аргументированном виде.

Концепции правовой политики – важные документы, которые могут быть положены в основу модернизации российской правовой системы и правового развития общества в целом.

И хотя данные документы имеют в основном прикладной характер, это важный шаг в обретении нового статуса такого явления, как правовая политика, в распространении ее влияния в современном обществе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here