Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, предварительное расследование по уголовным делам осуществляется в форме предварительного следствия или дознания. К органам, осуществляющим дознание относятся органы внутренних дел, органы Федеральной службы судебных приставов, начальники органов военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора. Указанные органы могут производить дознание как в общем порядке, так и в сокращенной форме.

Рассмотрим подробнее компетенцию именно органов ФССП в контексте производства дознания в сокращенной форме по уголовным делам, подведомственных указанной службе. Так, работники Службы судебных приставов предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют уголовные преступления. Ранее, органы ФССП производили дознание только по пяти категориям дел, а в настоящее время – по семи категориям, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. Это, в первую очередь, преступления против правосудия, ибо Служба судебных приставов призвана обеспечивать правопорядок в области правосудия и нормального функционирования судебной системы. В частности, это злостное уклонение от исполнения судебного акта, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей и другие составы преступлений.

Итак, далее – необходимо исследовать преимущества сокращенной формы дознания и ее основные особенности. Сокращенная форма дознания снижает время и расходы на решение задач уголовного судопроизводства. Основанием для такого порядка дознания является ходатайство подозреваемого, но только в следующих трех случаях.

  1. Во-первых, в случае, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений.
  2. Во-вторых, в случае, если подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного совершенным им преступлением вреда, а также если он не оспаривает правовую оценку содеянного, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.
  3. И, в третьем случае, если отсутствуют предусмотренные статьей 226.2 УПК РФ обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме. Одним из правовых последствий проведения дознания в сокращенной форме является то, что в случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, назначенное наказание не может превышать одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного УК РФ.

Проведение дознания в сокращенной форме органами ФССП имеет свои преимущества и недостатки. Мнения ученых в данном вопросе разделились. Одни считают, что именно органы ФССП должны проводить дознание по уголовным делам относительно исполнения судебных актов и уклонения от погашения задолженностей, так как эти категории дел непосредственно связаны с деятельностью данного органа. У других вызывает опасение тот факт, что при проведении дознания в сокращенной форме, органы ФССП начнут уделять внимание не качеству собираемых доказательств, а количеству оконченных уголовных дел.

По мнению российского ученого, научного сотрудника Института проблем правоприменения Позднякова М.Л., сокращенной формой дознания станут «маскировать» отсутствие доказательственной базы, и единственным доказательством по делу будет признание самого обвиняемого. При наличии квалифицированного адвоката эти дела начнут разваливаться в судах, так как вопрос о виновности лица в совершении преступления не будет проверяться ни органами дознания, ни в суде, таким образом, очень скоро возникнет коррупционная составляющая.

С одной стороны, логично было бы создать отдельный специальный орган, который бы занимался расследованием преступлений только в форме сокращенного дознания по всем категориям дел. Во-первых, это связано с сокращенными сроками расследования, ведь чаще всего, в органах ФССП работают дознаватели, которые в силу своей недостаточной осведомленности в расследовании преступлений допускают множество ошибок при производстве дознания. В условиях таких сроков количество процессуальных ошибок будет увеличиваться, что может привести к снижению раскрываемости уголовных дел. Во-вторых, необходима тесная взаимосвязь между органами ФССП и прокурором, который обладает руководящей ролью в дознании. Благодаря такой взаимосвязи сократятся передачи обвинительного постановления для утверждения, а так же повысится оперативность получения обязательных для исполнения поручений, по порядку проведения расследования органами ФССП.

Таким образом, в производстве дознания в сокращенной форме имеются как свои преимущества, так и недостатки. Применение сокращенной формы дознания позволяет обеспечить соблюдение разумного срока расследования, реализацию права граждан на своевременный доступ к правосудию и реальное уменьшение процессуальных расходов. Тем не менее, данный вид предварительного расследования требует, как более строго надзора со стороны прокурора, так и более четкой законодательной регламентации.