Содержание статьи
Отличием действующего уголовно-процессуального закона от предыдущего состоит в выделении нового типа допроса несовершеннолетнего подсудимого с участием психолога. Этот тип отличается от допроса совершеннолетнего подсудимого в общем порядке, установленным уголовно-процессуальным законом, что сводится как к особому субъектно-объектному составу участников судебного допроса, реализуемых ими процессуальных задач допроса несовершеннолетнего подсудимого, так и к особому процессуальному режиму проведения допросов несовершеннолетних подсудимых. Исследование указанного фрагмента уголовнопроцессуальной деятельности и регулирования этой деятельности в законе является исследовательской задачей в настоящей работе.
При этом сразу оговоримся о следующем. Законодатель, перечисляя участников допроса несовершеннолетнего подсудимого, дает альтернативу выбора привлечения к допросу несовершеннолетнего подсудимого педагога или психолога (ст. 425 УПК РФ). Как мы обнаружили в ходе подготовки настоящей статьи, в советском уголовно-процессуальном законодательстве и в теории уголовного процесса приоритет отдавался участию в допросе педагога. Современный законодатель, введя в качестве субъекта уголовно-процессуальной деятельности психолога, по нашему мнению, изменил приоритеты в регулировании. Возможно, по этой причине ученые-процессуалисты в публикациях настоящего времени предлагают опираться на помощь психолога в допросе несовершеннолетних, а не педагога. Полагая такой подход обоснованным, изложим наше исследование об участии в допросе несовершеннолетнего подсудимого именно психолога, а не педагога.
Психолог как участник отечественного уголовного судопроизводства является не совсем типичным субъектом уголовного судопроизводства. Эта не-типичность может проявляется в уголовно-процессуальном статусе психолога, определяющем его возможности и правила участия в допросах.
Первое, на что необходимо обратить внимание при анализе нормативной базы, сводится к констатации частичной урегулированности законодателем статуса данного участника. В УПК РФ для этого выделен минимальный объем нормативного материала, позволяющий определить понятие психолога и его компетенцию относительно его участия в допросах несовершеннолетнего подсудимого.
В нормах ст. 5 УПК РФ, в различном объеме определяющей понятие педагога (п. 6 ст. 5 УПК РФ), государственного обвинителя (п. 6 ст. 5 УПК РФ), законного представителя (п. 12 ст. 5 УПК РФ), председательствующего (п. 26 ст. 5 УПК РФ) и т. д. совершенно не нашлось места для определения понятия «психолог». Данное обстоятельство изначально затрудняет исследовательскую задачу. Статус психолога, имеющий значение для его участия в допросе несовершеннолетнего подсудимого, оказывается не ясным.
Схожая научная ситуация выявляется и при обращении к иным разделам нашего уголовно-процессуального закона. В разделе II УПК РФ (Участники уголовного судопроизводства) описаны полномочия всех основных субъектов, которые могут принимать участие в допросе несовершеннолетнего подсуди-мого: суда (ст. 29 УПК РФ), защитника (ст. 53 УПК РФ), государственного обвинителя (ч. 3 ст. 37 УПК РФ) и т. д., но психологу не уделяется никакого внимания и при формулировании полномочий допрашивающих несовершен-нолетнего подсудимого участников со стороны обвинения, защиты, иных участников уголовного судопроизводства (глава 8 УПК РФ).
Это позволяет полагать, что психолог, имея неопределенность в своих полномочиях, может участвовать в допросе несовершеннолетнего подсудимого в качестве допрашивающего, при этом не исключается ситуация, когда психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подсудимого парадоксально окажется в процессуальной ситуации допрашиваемого.
Из отмеченного можно предполагать, что в российском уголовно-процессуальном законе не исключается наличие норм, которые можно толковать как субъективные права психолога, позволяющие ему реализовать активность в допросе (допрашивать) несовершеннолетнего подсудимого, так и нормы, содержащие юридическую обязанность психолога дать показания относительно допроса (показаний) несовершеннолетнего подсудимого.
Правовая регламентация участия психолога
Психолог в УПК
Изучение всех норм УПК РФ относительно упоминания психолога в данном кодифицированном акте выявило ограниченное число упоминаний его как участника уголовного судопроизводства. Таких случаев четыре:
Законодатель включил психолога в регулирование допросов несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в ходе предварительного следствия (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). Исходя из диспозиций норм данной статьи участие психолога является обязательным в допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, не достигших 16-летнего возраста, или достигших этого возраста, но имеющих дефекты в психике. При этом в случаях достижения ука-занного возраста или отсутствия отмечаемых в законе дефектов в психике, участие психолога в допросах несовершеннолетних свидетелей или потер-певших не является обязательным, относится к усмотрению допрашивающего лица (следователя, дознавателя, следователя-криминалиста) и т. д. Приведен-ное диспозитивное правило можно сравнивать с регулированием допросов несовершеннолетнего подсудимого, по аналогии распространять какие-то нормы из регулирования допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на правила допроса несовершеннолетних подсудимых.
Особое регулирование допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей предусматривается для производства по уголовным делам, содержанием которых является обвинение в различных половых преступлениях (ч. 4 ст. 191 УПК РФ). Диспозиции норм данной статьи (как и в случае с допросов несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, не достигших 16-летнего возраста) предусматривают правило об обязательности участия психолога в таком допросе. Это можно считать дополнительным особым порядком допроса несовершеннолетних лиц, являющихся носителями функций обвинения (потерпевших) или содействия правосудию (свидетелей) в досудебном производстве, определяемым предметом доказывания (обвинением в совершении половых преступлений).
Третье упоминание в уголовно-процессуальном законе участия психолога в допросе несовершеннолетнего относится к производству данного процессуального действия в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого (ч. 3 ст. 425 УПК РФ). В этом случае законодатель применил регулирование, схожее с описанным выше в пункте первом. Участие психолога в допросе обязательно, если несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), что следует относить и к несовершеннолетнему подсудимому (ч. 2 ст. 47 УПК РФ), не достиг 16-летнего возраста или достиг этого возраста, но имеет дефекты в психике.
Процессуальное содержание участия психолога в допросе раскрывается лишь в норме ч. 5 ст. 425 УПК РФ, сводимое к субъективному праву психолога (с разрешения основного участника допроса) задавать несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) и подсудимому, что мы увязали с положениями ч. 2 ст. 47 УПК РФ, вопросы допрашиваемому лицу, знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания. Субъективное право психолога на вопросы подсудимому, в чем мы согласны с Л. А. Зашляпиным, может является основным процессуальным содержанием участия психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого.
Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»
Бòльшая категоричность (и связь с конкретными диспозитивными правилами об участии психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого) имеется в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 1 от 1 февраля 2011 г. «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Пункт 9 данного постановления содержит рекомендацию судам для понима-ния норм ст. 425 УПК РФ об обязательности участия психолога в допросе об-виняемого (в нашем случае — подсудимого) для случаев допроса несовер-шеннолетних лиц, дела которых рассматриваются в суде, не достигших 16-летнего возраста, а также достигших такого возраста, но имеющих дефекты в своей психике, таким образом, что нарушение этого диспозитивного правила влечет последствие признания показания несовершеннолетнего подсудимого недопустимым. Очевидно, что Верховный суд признание доказательства недопустимым рассматривает, как санкцию за нарушения обязанности суда обеспечить участие в допросе несовершеннолетнего подсудимого психолога. При этом в толковании Верховного суда РФ так же сохраняется альтернативность участия психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого, вместо которого в допросе может участвовать педагог.
Федеральные законы № 124 от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральные законы № 124 от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» предусматривают компетенции пси-холога, действующего в сфере образования (воспитания) несовершеннолет-них, на участие в установленных законодательством России мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах (можно понимать это как участие психолога в допросе несовершен-нолетнего подсудимого), оказании психологической помощи несовершенно-летним подсудимым. Очевидно, что такая помощь не должна пониматься как помощь стороне обвинения в доказывании вины несовершеннолетнего подсудимого. Такой же подход, основанный на федеральном законодательстве, реализуется в приказе Минтруда и соцзащиты РФ № 514-н от 24 июля 2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта “педагогпсихолог (психолог в сфере образования)”». Согласно этому приказу основная цель профессиональной деятельности психолога, содержание его трудовой функции состоит в оказании психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему подсудимому, психологического диагностирования несовершеннолетнего подсудимого в порядке, установленном этим приказом.
Исходя из приведенного комплекса норм, указанных правовых и подзаконных актов, следует, что участие психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может существенно отличаться от участия в этом допросе председательствующего, государственного обвинителя, защитника (профессиональных участников уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних). Функция психолога комплексом этих норм видится иной, не пересекающейся с уголовнопроцессуальными функциями. Возможно, что приведенный комплекс норм не в полной мере согласуется с уголовно-процессуальными правилами участия психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого.
Статус психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого, порядок его участия в этом допросе имеет соответствующую научную базу, в которой нам, прежде всего, интересны подходы ученых к пониманию процессуальных задач психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого. Это же (зачади и соотнесения с процессуальными целями) позволяет понять статус психолога как участника уголовного судопроизводства относительно судебных допросов.
Уже в ранний период действия УПК РФ ученые исследователи, в числе которых мы обратили внимание на статью Н. А. Жуковой и Л. В. Столбиной, считающих, что роль психолога и процессуальное содержание его участия в процессуальных (включая судебные) действиях есть гарантия прав несовершеннолетнего. Указанные авторы, например, пишут по этому поводу, что «участие этих (педагога и психолога. — А. В.) лиц является дополнительной гарантией, обеспечивающей реализацию прав несовершеннолетних (курсив наш. — А. В.) обвиняемых (подозреваемых) с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей».
Очевидно, что предание участию психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого характера дополнительной гарантии, связывает понимание процессуальных задач с реализуемой подсудимым уголовнопроцессуальной функций – функцией защиты. Из этого вытекает, что участие психолога (задаваемые им вопросы) должны находиться в русле функции защиты. Только такое понимание является реальной гарантией прав несовершеннолетнего подсудимого в допросе. При этом, однако, участие психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого должно содействовать отправлению правосудия.