Практическая деятельность адвокатов – это показатель функционирования правового государства, уровень господства демократического режима и верховенства права. Поэтому для того, чтобы реализовались практические возможности адвоката необходимо законодательное закрепление гарантий его деятельности, дабы исключить произвол и вмешательство со стороны государственных органов и должностных лиц.

Категория «независимость» определяется как один из основных факторов, влияющих на эффективность защиты прав человека в области адвокатской практики, что, в свою очередь, порождает возникновение института иммунитета в отношении адвоката, который находит свое закрепление в международных и национальных нормативных актах.

Где закреплена гарантия независимости адвоката?

Гарантии независимости в контексте международного законодательства регламентированы в «Основных принципах, касающихся роли юристов», которые предусматривают за правительствами обязанность создать условия юристам выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. Сходные гарантии зафиксированы также в «Основных положениях о роли адвокатов», которые были приняты в августе 1990 г. VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в Нью-Йорке.

Рекомендации № Rec (2000) 21 Комитета министров Совета Европы о свободе осуществления профессии адвоката гласят о принятии необходимых мер, чтобы уважалась, защищалась и поощрялась свобода осуществлении адвоката без дискриминации и неправомерного вмешательства со стороны органов власти или общественности (п.1 принцип I); адвокаты не должны страдать от последствий или подвергаться опасности любых санкций или давлению, когда они действуют в соответствии со своими профессиональными стандартами (п.4 принцип I).

В нормах национального законодательства РФ гарантия независимости отражается в Конституции РФ, Федеральном законе от 31.05.2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон об адвокатуре), иных нормативных актах, в постановлениях, определениях Конституционного Суда РФ. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 3 вышеуказанного нормативного акта адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов; органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры. Следовательно, законом категорически запрещено какое-либо вмешательство в деятельность, которая реализуется согласно нормам законодательства, либо препятствование такой деятельности любым способом.

Иммунитет адвоката при проведении ОРМ

Адвокат имеет иммунитет в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и следственных действий в отношении его (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Такие мероприятия и действия проводятся только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре).

Одной из гарантий обеспечения прав адвоката является и режим государственной защиты персоны адвоката, членов его семьи и их имущества (ч. 4 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Фигура адвоката входит в круг субъектов, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам (гл.52 УПК РФ). Вместе с этим уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ч. 5 ст. 18 Закона об адвокатуре).

Также к гарантиям независимости адвокатской деятельности относят то, что адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля подозреваемого, обвиняемого об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 2 ч. 3 ст. 56 УПК РФ); адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Ст. 17 Федерального закона от 12.08.1995 г. №144ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует положение, в котором органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту адвокатов, в силу своего статуса обладающих сведениями, связанными с оказанием юридической помощи.

Государством должны быть приняты меры, не только не вторгаться в профессиональную законную деятельность адвоката, но и меры по предупреждению каких бы то не было посягательств. В обоснование этого существует правовая позиция Конституционного Суда РФ в части права обвиняемого (подозреваемого) на свидание с адвокатом и права на защиту адвокатской тайны (Постановление от 25.10.2001 г. №14-П, Определение от 06.07.2000 г. № 128-О, Определение от 06.03.2003 г. №108-О).

Итак, законодатель предусмотрел широкий спектр гарантий независимости адвокатов и базирующихся на их основе иммунитеты. Другой вопрос состоит в том, как эти моменты реализуются в практической плоскости.

Некоторые юристы отмечают пробелы в нормативной базе, регулирующей права адвоката, и указывают на отсутствие общего концептуального способа к упорядочиванию аналогичных правоотношений в разных отраслях законодательства.

Изучение и оценка юридической литературы и данных Федеральной палаты адвокатов РФ демонстрирует то, что сотрудниками правоохранительных органов неоднократно нарушаются профессиональные права адвокатов, вместе с этим используются незаконные действия, нацеленные на противодействие адвокатской деятельности. Как обозначил Бургер Б.М. «задержание, арест адвоката, обыск в его жилище стали не таким уж редким явлением».

Можно предположить, что такой беспредел связан с тем, что законодательная конструкция отражает только общую формулировку запрещения на вмешательство в функционирование адвоката, где не предусмотрена ответственность за ее нарушение. Однако уголовным законом зафиксирована ответственность ст. 294 УК РФ за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

По мнению Бровченко С.В., любое вмешательство в любой форме в профессиональную деятельность адвоката, дабы создать преграды в осуществлении защиты интересов подзащитного, не влечёт уголовной ответственности. Более того аналогичные деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, также не предусматривают юридической ответственности, что способствует произволу со стороны государственных органов в дела адвокатов.

Это значит, что хоть и законодательно закреплён запрет на вмешательство в адвокатскую деятельность, существует пробел, суть которого состоит в отсутствии регламентации повышенной ответственности за нарушение такой гарантии, превращая её в декларативную норму.

Таким образом, с целью устранения вышеуказанных проблем необходимо осуществление таких мер, а именно:

  • ввести в УК РФ новый состав преступления, предусматривающий уголовную ответственность за несанкционированное вмешательство в осуществление профессиональной деятельности адвоката и воспрепятствование адвокатской деятельности;
  • создать специальные Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов в каждом регионе РФ, регламентировав статус Комиссии и методические рекомендации.

Данные предложения будут создавать условия для нормальной деятельности адвокатов и, соответственно, для эффективной реализации международных стандартов в данной области.