Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, насколько гибкими, подвижными являются ее структуры, в какой степени она готова осуществлять нововведения.

Необходимость осуществления инновационной деятельности – это важнейшее требование современности. Особенно актуальна эта проблема для белорусских организаций, так как выход на внешние рынки и удовлетворение потребностей граждан своей страны могут происходить только при производстве и реализации инновационной продукции.

В настоящее время инновационные преобразования выполняются большинством производственных организаций. Многие из них проводят модернизацию оборудования, замену технологий, вкладывают средства в повышение профессионализма своих работников.

Инновационная стратегия

Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. До внедрения новой продукции производителю необходимо рассчитать потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе производства.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес–план.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для различных организаций, необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться, преодолеть возможные трудности и опасности.

В условиях насыщенности рынка организации непрерывно работают над освоением производства инновационной продукции и улучшением качества и потребительских свойств уже выпускаемых изделий.

Инновации – функции и задачи

Инновации – это все виды нововведений, которые повышают эффективность социально–экономических процессов на предприятиях при разработке, производстве и реализации продукции.

Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства – функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предпринимательских систем и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально–экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.

Основной задачей системы управления на каждом предприятии выдвигается необходимость обеспечения приспособляемости к специфическим изменениям экономической конъюнктуры, условиям научно–технического прогресса, ресурсно–сырьевой и кредитно–финансовой ситуациям, новым требованиям к организации рабочих мест и т. д. Для того, чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в этой среде. В случаях, когда условия окружающей среды усложняются, увеличивается объем возникающих проблем, необходимо строить адекватные этому более сложные системы управления. Именно поэтому сегодня, наряду с производственными, различают организационно–экономические (управленческие) инновации.

Экономическое развитие всегда обусловливает необходимость решения инновационных задач. Очевидно, что максимизация именно инновационного фактора станет решающим условием стабильного развития экономики любого государства. По этому пути идут развитые страны мира, и у нашего общества есть все предпосылки ориентироваться на него. Многоуровневое понятие инновационного потенциала наиболее полно раскрывается в следующем определении.

Что такое инновационный потенциал?

Инновационный потенциал – это совокупность организованных в определенных социально–экономических формах ресурсов, которые направлены на реализацию инновационной деятельности, целью которой являются удовлетворение новых потребностей общества. Управление ресурсами – одна из основных подсистем управления потенциалом предприятия. Она включает в себя процесс планирования, организации и контроля поставок, распределения и использования материально–технических, финансовых, трудовых, информационных и других видов ресурсов, которые используются в практической деятельности компании.

Основные задачи управления ресурсами

Основной задачей управления ресурсами является обеспечение оптимального их использования для достижения конечной цели деятельности предприятия – повышения эффективности и потенциала. Основной подсистемой управления инновационным потенциалом является управление трудовыми ресурсами, в частности персоналом организации, поскольку именно человеческий фактор в значительной мере определяет инновационный потенциал предприятия. В рамках концепции управления людскими ресурсами затраты на персонал рассматриваются как долгосрочные инвестиции, а персонал становится объектом корпоративной стратегии. При этом необходимо акцентировать внимание на необходимости создания команды, развитии способностей каждого человека и формировании корпоративной культуры.

Основные задачи предприятия

Основными задачами предприятия при этом являются:

  • обеспечение высококвалифицированными кадрами,
  • создание необходимых условий для эффективного использования знаний, умений, опыта каждого работника,
  • стимулирование творческой активности,
  • предоставление возможностей относительно профессионального роста,
  • организация обучения,
  • повышение уровня квалификации,
  • усовершенствование системы оплаты труда, мотивация работников,
  • создание благоприятного психологического климата,
  • управление карьерой работников.

Не менее важной подсистемой управления инновационным потенциалом предприятия, является управление информационными ресурсами, которое включает в себя действия, необходимые для обеспечения своевременного получения, сбора, распространения, сохранения и конечного размещения информации. Планирование информационной связи предусматривает определение информационных и коммуникационных нужд всех заинтересованных лиц предприятия. Предприятию необходимо нести издержки на передачу и хранение только такой информации, которая будет содействовать успеху на рынке, или отсутствие которой может привести к неудаче в реализации стратегии. Для обеспечения этого необходимо четко распределить обязанности относительно предоставления, хранения и отбора необходимых информационных ресурсов. Важность управления информационными ресурсами предприятия объясняется тем, что именно наличие информации и эффективность ее использования в значительной мере определяет способность предприятия продуцировать инновации.

Время yдaчного ведения бизнеса только за счет предпринимательской энергии проходит. После становления фирмы и даже отрасли решающим фактором ее дальнейшего развития становится четкая организация ключевых аспектов бизнеса, и только применение методов современного и инновационного менеджмента позволит предприятию занять достойное место на рынке.

Понятие «инновации» постоянно эволюционирует, на современном этапе развития, наряду с производственными инновациями, большое внимание уделяется управленческим инновациям. При этом управленческие инновации отличаются более низкими затратами на их внедрение и более короткими сроками окупаемости, но одновременно большим риском и сложностью оценки эффекта от внедрения.

В условиях роста конкурентной борьбы инновации можно относить к основам устойчивого развития как предприятий, так и экономики стран в целом. Круг задач управления инновационной деятельностью достаточно широк и многообразен и предполагает обеспечение маркетинговой поддержки инноваций, управление создаваемого инновационного продукта или услуги, разработку современных технологий продвижения продуктов и услуг. Подавляющее большинство инноваций представляет собой создание наукоемкой и конкурентоспособной продукции.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here